05.08.2015 20:07
    Поделиться

    В Зауралье предложили ввести трудовые карты

    Чтобы сделать рынок труда прозрачным, необходима серьезная административная реформа и внесение поправок в трудовое законодательство, считает заместитель губернатора Курганской области, директор департамента экономического развития, торговли и труда Игорь Ксенофонтов. Для решения этой проблемы он предлагает использовать новый документ - трудовую карту, отражающую сведения о занятости гражданина. Конечно, не всем такой вариант придется по вкусу, поскольку он позволит пролить свет на теневую занятость.

    - У людей сейчас огромное количество идентификационных документов: паспорт гражданина России, а у многих еще и заграничный, СНИЛС, ИНН, полисы ОМС, ОСАГО, ряд других документов. Поэтому введение еще одного документа - трудовой карты - не приведет к ущемлению чьих-то прав и свобод, а просто станет идентификатором сведений о работнике, - пояснил Игорь Ксенофонтов. - В Белоруссии, например, уже внедрили нечто подобное. Правда, там не трудовые карты, а так называемый обратный платеж: когда гражданин обращается за государственной или муниципальной услугой, например, в поликлинику, то по электронной базе данных видно, где он работает, сколько за него работодатель перечислил взносов, заплатил налогов. Если за последние полгода или квартал никаких перечислений не было, то обратившемуся выставляется счет за услугу.

    Хотя Игорь Ксенофонтов признался, что пока его идея не нашла поддержки в Федеральной службе по труду и занятости (Роструде), поэтому выводить нелегальных трудящихся из тени будут пока старыми способами - убеждением и принуждением.

    Так называемые трудовые неформалы - это экономически активные граждане от 16 лет до пенсионного возраста, которые где-то работают, но не уплачивают налоги со своих доходов. Инструментов для борьбы с теневой занятостью у властей немного. Главный - межведомственные комиссии, на заседания которых приглашают недобросовестных работодателей. Конечно, в ряде районов еще практикуют выездные проверки. Но в этом случае, по признанию самих чиновников, приходится работать на грани фола. Как рассказал заместитель главы администрации Далматовского района Андрей Аносов, после очередного рейда в одно из сел предприниматель написал жалобу в прокуратуру, расценив визит членов комиссии как внеплановую проверку, проведенную без согласования с надзорным ведомством. После этого в администрацию пришло представление прокуратуры о недопущении подобных действий, нарушающих права бизнеса, и привлечении замглавы, по указанию которого проводилась проверка, к дисциплинарной ответственности.

    - Мы подготовили ответ в прокуратуру о том, что в соответствии с законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" действия специалистов и членов комиссии не являются проверкой как таковой, - пояснил Андрей Аносов. - Работу не останавливаем.

    Кстати, в плане борьбы с неформальной занятостью Далматовский район ходит в передовиках. С начала года при содействии комиссии удалось легализовать 124 работника и побудить к заключению трудовых договоров 54 руководителей предприятий и 70 индивидуальных предпринимателей. В результате объем поступлений взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за шесть месяцев вырос на 2,3 процента по сравнению с предыдущим периодом, а поступление налогов в местный бюджет - на 14,1 процента.

    Однако в целом по области переломить ситуацию пока не удалось. В конце прошлого года Роструд довел до каждого региона контрольные цифры снижения неформальной занятости. В Курганской области этот показатель пока выполнен лишь на пять процентов: выявлены 1784 работника, с которыми не заключены трудовые договоры, из них легализованы 1420 человек.

    В то же время, по данным Курганстата, в 2015 году доля работающих в неформальном секторе в общей численности занятого в экономике населения по сравнению с показателем первого полугодия прошлого года увеличилась на два процента - до 24,5. Считай, каждый четвертый работает без трудовой книжки и не платит налоги и взносы. Между тем только размер платежей в фонд обязательного медицинского страхования, которые перечисляет Курганская область за каждого формально не работающего человека, за последние четыре года увеличился в четыре раза - до 4,2 миллиарда рублей в 2015 году.

    Статистики утверждают, что в неформальном секторе экономики занято, как правило, беднейшее население. Увеличение показателя объясняется финансовым кризисом, результатом которого стало массовое высвобождение работников, вынужденных искать какие-либо приработки. Работодатели на комиссиях оправдывают нарушения трудового законодательства "тяжелым налоговым бременем". О работниках, которых они могут оставить без полноценной пенсии, они не думают. А те боятся обращаться в надзорные органы, чтобы совсем не остаться без работы: жалобщиков никто не любит.

    Интересно, что некоторых трудовых неформалов и выявлять-то особо не надо: они сами могут приехать по вызову. Так, по данным регионального департамента промышленности, транспорта, связи и энергетики, в Курганской области выдано 1950 разрешений на работу легкового такси 310 перевозчикам. Между тем в двух районах Зауралья не выдано ни одного разрешения, в одном районе - всего одно, в трех - по два. Хотя достоверно известно, что там работают диспетчерские пункты службы заказа такси и некоторые автомобили ездят даже с соответствующей атрибутикой.

    Поделиться