03.08.2015 21:20
    Поделиться

    В регионах утвердят перечни социально ориентированных видов бизнеса

    Няни для детей и сиделки для стариков, помощники по дому, частные детские садики и дома престарелых - все это очень нужно и востребовано. Но спрос в данном случае не подтверждается предложением - слишком высока стоимость подобных услуг, если такие предприятия не поддерживать. Как привлечь бизнес к социально значимым проектам? В РСПП обсудили сразу несколько инициатив.

    "Доля негосударственных социальных услуг в нашей стране на начало 2015 года составляла лишь 1,5% от общего их объема, - констатировала в своем выступлении заместитель председателя Совета Федерации России Галина Карелова. - Например, доля частных детских садов не превышает 2%. Бизнес пока в социальную сферу не идет. Хотя потребности в таких услугах огромны, и они намного превышают возможности бюджетных организаций".

    Почему так происходит, легко понять на примере медицины. Лечиться, причем качественно, хотят все. Поэтому частные медклиники, особенно если они открываются в крупных городах, где население в состоянии платить, - это весьма доходный бизнес. А к участию в программе госгарантий частников привлекают уже давно и весьма настойчиво, но пока их доля - лишь 2,9%. Потому что государственные тарифы ОМС им невыгодны.

    Точно то же самое - и с любой другой социальной услугой. Муниципальные службы, помогающие, к примеру, старикам - загружены сверх меры. Но частных нянек и сиделок (если не говорить о теневой занятости) днем с огнем не найдешь - а ведь фирма, в отличие от частного объявления, это куда надежнее, она берет на себя риски, отвечает за профессионализм и порядочность персонала, качество услуги.

    Любой здравомыслящий губернатор и мэр заинтересованы в развитии таких социальных программ, в привлечении частников в соцсферу. С одной стороны, огромный спрос (тех же детских садов у нас по-прежнему остро не хватает). С другой - дополнительные рабочие места. Во многих регионах выделяют в бюджетах средства на поддержку таких малых предприятий. Есть и федеральная программа, которую финансирует минэкономразвития. Но когда доходит до распределения средств - опять "затык". Решают эти вопросы пусть и коллегиально, но все же чиновники, со всеми негативными последствиями.

    Галина Карелова считает, что хотя бы отчасти решить эту проблему можно, если каждый регион, проведя внутреннюю "ревизию", определится с перечнем социально значимых видов предпринимательства. Не хватает мест в дошкольных садиках? Вносим в перечень частные детсады. Нужны дома по уходу за пожилыми? Им тоже место в списке. Формализовав таким образом потребности, будет проще обеспечить прозрачность господдержки таких предприятий. Законопроект, который обяжет регионы утвердить такие списки, подготовлен группой депутатов и сенаторов, сообщила зампред СФ.

    Оценивая ситуацию, министр труда и соцзащиты Максим Топилин сказал, что за последние годы правовая база, помогающая развитию малого предпринимательства в социальной сфере, серьезно продвинулась. Были пересмотрены и смягчены санитарные нормы и правила - теперь частный детсадик вполне законно можно организовать в обычной городской квартире и даже сельском доме. С этого года, кроме всего прочего, для таких предприятий обнулили налог на прибыль.

    "Мы понимаем, что речь идет о низкомаржинальном бизнесе, поэтому эта льгота очень важна", - прокомментировал министр. Но он, так же как и остальные участники дискуссии, согласен с тем, что главный камень преткновения - это разрыв в стоимости услуг у частников и муниципальных служб. "В идеале, конечно, они должны работать в равных условиях и по одинаковым тарифам", - подчеркнул Максим Топилин. Пока регионы сами регулируют эту социальную экономику. В Московской области, например, "нужным" социальным предприятиям предоставляют скидки на аренду помещения, обеспечивают другие преференции. Но, наверно, какие-то общие правила нужно установить и на федеральном уровне - так регионам будет проще ориентироваться.

    Глава РСПП Александр Шохин, в свою очередь, напомнил о крупных социальных проектах, которые реализует большой бизнес. "Проект закона о социально ориентированной деятельности должен разрешить предприятиям относить такие свои расходы на себестоимость, а не оплачивать их из прибыли, - пояснил Шохин. - Например, многие крупные компании готовы не только оплачивать подготовку собственных кадров, но и поддерживать региональные образовательные программы, тем самым решая проблемы занятости. Соответствующее поручение президента есть, законопроект, в принципе, готов, и мы ждем, когда законодатели им займутся".

    Поделиться