29.07.2015 15:33
    Поделиться

    Илья Авербух превратил "Кармен" в цирковой аттракцион

    Ледовое шоу Ильи Авербуха "Кармен" идет в сочинском дворце "Айсберг" уже больше месяца, и это главное представление сезона в городе. Уже на въезде в Сочи, сразу после гигантских олимпийских колец, видна огромнейшая - размером со стену дома - реклама "Кармен".

    Это шоу - одна из самых дорогих и красивейших постановок, что приходилось видеть даже искушенному зрителю. В интервью Авербух (продюсер и режиссер ледового спектакля) сказал, что только постановочная часть обошлась в три миллиона долларов. Что касается господдержки, то она выражалась в официальных письмах, все остальное - частные инвестиции. Шоу идет почти ежедневно при полных залах и, по словам Авербуха, уже вышло на ежедневную самоокупаемость. Самые дорогие билеты стоят 3-4 тысячи рублей. На семью можно купить и более дешевые билеты, по полторы тысячи: постановка смотрится хорошо из любой точки зала, потому что, в отличие от других ледовых шоу, это выстроено не по "стадионному" принципу, когда зрители сидят вокруг площадки, а по театральному: половину стадиона занимает сцена, развернутая к гостям, остальное - зрительный зал.

    Прошлой зимой в Москве было рекордное количество ледовых шоу, о которых писала "РГ": "Снежный король" Евгения Плющенко, "Алладин", "Ледниковый период" и т.д. Поэтому нам есть, с чем сравнить - постановка Ильи Авербуха отличается размахом фантазии. Телевизионные ледовые шоу наглядно продемонстрировали, что Авербух кого угодно может поставить на коньки. В "Кармен" он выводит на лед даже лошадь, правда, искусственную. Кстати, настоящая тут также гарцует, но пока не на коньках. Лед в шоу "Кармен" поливают водой, на нем катают бочки, распускаются цветы и горит огонь. Над основной ледовой сценой парит карусель и брызжут фейерверки. Но есть еще несколько дополнительных: тут разворачивается подиум, работают эстрадная и танцевальная команды - сочинский балет танцует не на коньках. По льду движутся краны - все перестраивается на глазах, как и Сочи за окном, и создается впечатление, что если бы нужно было, скажем, запустить ракету, Авербух сделал бы и это. По крайней мере, соборный колокол здесь звонит.

    По ком же он звонит и какое отношение все это имеет к "Кармен"? Авербух рассказывает, что его шоу - импровизация на классическую тему. А потому первый совет: перед началом прочитайте либретто в буклете (и отложите на него дополнительные деньги - это роскошное издание). Обозреватель "РГ", зная сюжет "Кармен", рискнула посмотреть шоу "с чистого листа", а потом свериться с либретто. Оказалось, что примерно половину из этого шоу без инструкций из либретто понять нельзя. Ну как распознать в Алексее Ягудине "Рок" и "Черного Тореадора" в одном лице? Тем более, что позже он потом превращается в "Тореадора в голубом" и в "Тореадора в красном"? И, между прочим, местная Кармен - "дитя моря, крохотная девочка, чудом уцелевшая во время кораблекрушения". В этом шоу действительно не хватает то ли бегущей строки, то ли закадрового голоса, который пояснял бы происходящее.

    Помимо соавтора - составителя либретто Екатерины Цанавы (в его подготовке также принимал участие Алексей Шнейдерман), Авербух особенно благодарит композитора шоу Романа Игнатьева: "В процессе работы мне стало тесно и я признателен Роману Игнатьеву за то, что он помог нам раздвинуть пространство благодаря своему таланту композитора". В спектакле можно услышать и музыку Бизе, и "Болеро" Равеля, и российские песни в исполнении артистов мюзиклов. Смесь поразительная и перепады такие, как горки в "Сочи-парке". Например, в начале второго действия только успеваешь окунуться в музыку Бизе (сцена в тюрьме, Кармен и Хосе), как почти сразу же вступает сочинение российского производства "Мне снился сон" - мягко говоря, удивляет.

    Если говорить об исполнителях, то Татьяна Навка напоминает Кармен очень отдаленно. Российская героиня обходится без страстей. Нет в Навке Испании, нет харизмы, способной держать зал тем, ради чего написана "Кармен". Появление ее юной Кармен - наивная девочка с чемоданчиком приезжает в столицу - удается Татьяне как нельзя лучше. Когда она в дуэте с Романом Костомаровым (Хосе) - перед нами олимпийские чемпионы. Но как только Навка танцует уже повзрослевшую Кармен одна или в дуэте с Алексеем Ягудиным, никакие, даже превосходно сделанные яркие испанские костюмы не спасают ситуацию. На роль Кармен куда больше подошла бы Маргарита Дробязко, которая исполняет в шоу роль работницы фабрики - соперницы Кармен. Вот где образ, энергетика и страсть.

    Во время просмотра ледового мюзикла "Кармен" невольно напрашиваются сравнения с шоу "Снежный король" Евгения Плющенко. Почему Авербух не назвал спектакль "Тореадор" или "Тореадор и Кармен" и не сделал его под Ягудина? Потому что Ягудин в этой постановке - все! Кстати, вспомним его программу "Кармен" (1997 год), за которую фигурист получал олимпийские награды. Обозреватель "РГ" попросила Алексея Ягудина сравнить эти работы. Он ответил, что тогда много обращал внимания на технику, потому что были важны оценки, а на шоу - просто катается в свое удовольствие. Это видно - от Тореадора невозможно оторвать глаз. Особенно, когда Ягудин танцует под аккомпанемент одного лишь барабана, что символизирует корриду.

    Но дуэты Тореадора с Кармен гораздо слабее. В интервью Ягудин сказал, что легендарный тренер Татьяна Тарасова, приехавшая в Сочи специально посмотреть шоу, сказала, мол, не верю я, Леша, что Тореадор любит Кармен, и что Хосе любит Кармен. И это действительно так. Под словами Тарасовой можно подписаться. Видно, что Ягудину комфортнее одному, чем рядом с партнершей.

    Илья Авербух сделал шоу эмоционально неравномерное. То же было и в его предыдущей постановке "Огни большого города". Для любого мюзикла самая большая опасность заключается в том, что он может распасться на отдельные номера. Это происходит и в "Кармен". Но сильные сцены все равно перевешивают. Задевает чувства зрителя танец в начале шоу, где солируют Алексей Ягудин с маленькой девчушкой. Клоунский танец Албены Денковой и Максима Ставиского поражает и техникой, и настроением. Алексей Тихонов и Мария Петрова "цепляют" зал танцем-трюком в самом начале и не отпускают уже до конца представления. Елене Леоновой и Андрею Хвалько удалось больше всех уловить испанскую интонацию. Максим Маринин невероятно темпераментен.

    Кроме того, Илье Авербуху удалось в этой постановке устроить эдакий "Цирк дю Солей" на коньках. В шоу включены выступления мировых чемпионов по акробатике на льду Владимира Беседина и Алексея Полищука, которые вытворяют такое, что просто дух захватывает. Авербух использует в шоу и животных. Люди аплодируют постановке стоя, вплоть до ухода со льда последнего артиста.

    Не забыл режиссер и о философской составляющей. Помимо истории о нелегкой женской доле, в постановке прослеживается тема Дон Кихота и Санчо Пансы (тут называется "Дон Кихот и Белый рыцарь"). Эта сцена такая, что хочется немедленно потребовать от Авербуха поставить "Дон Кихота" на льду. Причем, возможно, он сам должен сыграть одинокого идальго. Ведь он, как человек очень талантливый, все чувствует - и разбитые сердца, и женское коварство, и непреодолимые страсти и обстоятельства. Отсюда это фламенко на льду (в шоу есть испанские участники). Фламенко, как известно, помогает "вытанцевать" все переживания человека. Оно и включает в себя ветряные мельницы страстей, с которыми под силу бороться лишь Дон Кихоту.

    Между тем

    За кулисами произошел забавный эпизод. Журналисты из столичного пресс-пула перед шоу ринулись фотографировать в гримерной Татьяну Навку. Но тут появился Ягудин с дочкой Лизой и собакой Варей и перетянул все внимание на себя.

    - Смотри, все нас фотографируют, а Навку - нет, - сказал, смеясь, Ягудин дочке.

    - Ягудин иногда меня замещает, - шутя, парировала Навка.

    Замена оказалась довольно сильной. Ведь и в шоу Ягудин перетягивает внимание на себя.

    Кстати

    Уже в октябре, по окончании летнего сезона, шоу "Кармен" приедет в Москву на две недели. Потом оно отправится в гастрольный тур. В интервью обозревателю "РГ", которое планируется к выпуску к приезду ледового шоу в столицу, Илья Авербух сказал, что дублершей Татьяны Навки в роли Кармен будет Маргарита Дробязко. Что называется, ощущения зрителя и постановщика совпали.

    Поделиться