28.07.2015 00:47
    Поделиться

    Эксперты рассказали о внедрении "зеленых" технологий в России

    Общие тенденции социально-экономического развития оказывают самое непосредственное влияние на перспективы и возможности внедрения "зеленых" технологий в России. "Озеленение" траектории национального развития требует учета основных вызовов. Назовем основополагающие.

    "Зеленый" рост неразрывно связан с внедрением инноваций. Многочисленные исследования, в том числе и Института инноваций инфраструктуры и инвестиций, проведенные совместно с Торгово-промышленной палатой РФ, свидетельствуют о низкой инновационной активности российского бизнеса. Несмотря на то, что более 88% представителей среднего регионального бизнеса высоко оценивают значимость инноваций как перспективы развития компании, тем не менее, инновации рассматриваются ими как разовые инвестиции, ресурсоемкие "мега-проекты", а не как ежедневная, системная работа.

    В результате, степень износа основных фондов в России только увеличивается (за последние 12 лет на 22,4%), что свидетельствует об использовании предприятиями накопленного потенциала, при этом вложение инвестиций в долгосрочные проекты по модернизации, внедрению передовых технологий, программ по ресурсоэффективности и экологической безопасности, не являются приоритетными.

    Экологическая эффективность предполагает рациональное природопользование и высокое качество экоуслуг. В условиях отсутствия единой государственной программы и приоритетов развития природоохранного законодательства его обновление и гармонизация с европейскими природоохранными нормами и стандартами осуществляются преимущественно бессистемно, без ориентации на стратегические приоритеты в области устойчивого развития.

    Когда речь идет об инновациях, о внедрении передовых технологий на российских предприятиях, часто предлагается взять за основу использование западных, в первую очередь европейских практик. Однако в Европе практически не осталось сырьевой промышленности. Ориентация европейского бизнеса на высокотехнологичную продукцию позволяет ему широко применять "зеленые" технологии.

    На фоне многолетних разговоров о необходимости диверсификации российской экономики и планов избавления ее от сырьевой зависимости, продолжается деградация целых отраслей, не связанных с добычей сырья. Такое доминирование добывающего сектора в структуре российской экономики не способствует "зеленому" росту. За 10 лет доля добычи сырья в ВВП только выросла на 3,4% (с 5,9 до 9,3%), а вклад несырьевых производств уменьшился. Зато заметно вырос вклад сектора госуправления с учетом обеспечения военной безопасности и социального страхования - на 1,1% с 4,5% до 5,6% от всего ВВП. Возникает вопрос, насколько применение "зеленых" технологий возможно в России, экономика которой остается сырьевой?

    Обсуждая задачу разработки национальной модели "зеленой" экономики, следует принимать во внимание социальный аспект - спросе на "зеленые" инициативы со стороны населения, активной вовлеченности граждан в данную проблематику. Поскольку именно население активизирует и стимулирует бизнес и органы государственной власти на внедрение и продвижение "зеленых" решений.

    Результаты же опросов общественного мнения свидетельствуют об отсутствии заинтересованности населения в приобретении экологически безопасной и ресурсосберегающей продукции.

    Сегодня российскими экспертами разработано значительное число исследовательских проектов, направленных на оценку уровня устойчивости развития социально-экономической системы страны и ее регионов, определения уровня экологического благополучия.

    Но все они при этом были ориентированы на анализ текущего состояния или результатов реализуемой социально-экономической политики.

    Результаты исследования "Институциональная эффективность субъектов Российской Федерации в области устойчивого развития" базируются на анализе данных по 10 субъектам РФ, отличающихся по своей экономической специализации, географическому положению, а также бюджетной обеспеченности и оценке деятельности 100 предприятий с государственным участием, расположенных в пилотных регионах.

    Вывод об институциональной готовности региона к модели "зеленой экономики" основывался на оценке трех основных параметров. Системы стратегического планирования, то есть степени соответствия совокупности целей и приоритетов развития принципам "зеленой" экономики. Механизмов и инструментов, действующих в регионе или на предприятии и отвечающих принципам "зеленого роста". А также системы управления. То есть насколько организационная структура соответствует модели "зеленой" экономики, так есть насколько система принятия управленческих решений в регионе или на предприятии базируется на принципах триединой оценки социальных, экологических и экономических последствий.

    Полученные результаты свидетельствуют о наличии существенных перекосов и низкой институциональной готовности российских регионов к модели "зеленой экономики" - интегральный показатель готовности составляет около 37% из 100 возможных. Наиболее адаптирована к внедрению принципов устойчивого развития региональная система стратегического планирования - 58%, при этом в разы менее развиты конкретные механизмы и инструменты, поддерживающие и стимулирующие "зеленый рост" экономики в российских регионах - система управления качеством, меры стимулирования энергоэффективности, снижения негативного воздействия на окружающую среду, механизмы социального партнерства - не более 12%. Недостаточно адаптирована к принципам устойчивого развития и система регионального управления - 26%.

    Складывается ситуация, при которой, на фоне неразвитости региональных институциональных систем, в государственном корпоративном секторе появляются предприятия-лидеры в области КСО, число которых не сопоставимо с большинством, не имеющим практически никаких институциональных элементов в области устойчивого развития.

    В современных условиях растет актуальность перехода РФ к "зеленой" экономике, обеспечивающей приток инвестиций в природоохранные проекты, стимулирование внедрения наилучших доступных технологий, сокращение и углубление переработки отходов, интенсификацию разработки механизмов поддержки экологически эффективных производств, формирование условий для привлечения капитала на рынок экологических товаров и услуг. При этом не столь важен уровень текущего развития субъекта РФ, главное - желание региональных властей не на словах, а не деле внедрять новые подходы и прогрессивные технологии.

    Поделиться