28.07.2015 17:07
    Поделиться

    Как в СЗФО снять кино без денег

    Авторы книг, песен, фильмов, интересных социальных проектов нашли альтернативный банковскому кредиту способ найти деньги на воплощение своих идей в жизнь. Они обращаются за сбором средств к краудфандинговым площадкам. В отличие от банковских займов платить проценты здесь не нужно. Правда, найти необходимую сумму получается далеко не у всех.

    Так, краудфандинг (от англ. crowd - "толпа", funding - "финансирование") позволяет предприятиям, организациям и частным лицам привлечь фиксированную сумму средств в качестве займа, инвестиций или пожертвования. Проще говоря, "толпа" финансирует ту или иную понравившуюся идею.

    Согласно статистике, из 2677 российских проектов, на которые хотели привлечь средства с помощью коллективного финансирования, 1730 оказались неуспешными. Остальные привлекли средства более чем на 58 миллионов рублей. Средняя сумма составила 950 рублей.

    Например, организаторы фестиваля "Большая Земля" в Мурманской области обратились к такому способу сбора денег. Мероприятие пройдет в Териберке, на создание площадки, а также проживание участников планируется затратить около 700 тысяч рублей. Таких денег у организаторов не было, тогда их решили собрать в Интернете. На данный момент на одной из краудфандинговых площадок для "Большой Земли" собрано около половины этих денег. В обмен на финансовую помощь организаторы предлагают каждому, кто поможет, подарить карту фестиваля, фирменную футболку, ужин в местном ресторане или выход в открытое море на маломерном судне.

    - В этом и состоит главное отличие краудфандинга от благотворительности. Каждый человек, который вносит свои деньги, обязательно получает что-то взамен, - говорит эксперт одной из интернет-площадок по сбору средств Михаил Колесников. - Как правило, этот метод используется стартапами, предпринимателями или творческими людьми, которым нужны деньги для финансирования своих идей.

    По словам Колесникова, есть три варианта развития краудфандингового проекта после его завершения. Если заявленная сумма не была собрана, то все средства возвращаются на счета хозяевам.

    - Некоторые краудфандинг-сайты позволяют организаторам проекта забрать все вырученные средства, несмотря на провал, но такая практика уходит в прошлое, - поясняет он. - Если же проект был успешным, то организатор получает собранную сумму, за вычетом сервисных сборов. У разных интернет-платформ он свой - от 3 до 15 процентов.

    Отметим, что далеко не каждый проект, основанный на этом методе сбора финансов, ожидает успех.

    - По моему мнению, люди обращаются к такому способу поиска средств, когда другие не принесли результата; или они надеются, что данный способ проще, - рассказывает руководитель творческого объединения "Северный огонь" из Архангельска Василий Подойницын. - Успех в сборе денег на краудфандинговых платформах, на мой взгляд, зависит от двух основных факторов. Первый - это идея проекта. Второй - информационное обеспечение проекта. То есть чем больше людей будут знать о вашем проекте, тем больше шансов собрать нужное количество денег, даже если идея так себе. И наоборот, если идея шикарна, то и малым количеством пользователей можно собрать сумму.

    Весной этого года Василий со товарищи искали нужную сумму с помощью краудфандинга для съемок роликов к 70-летию Победы. Но единственным переводом на их счет в поддержку проекта стал взнос от отца одного из участников творческого объединения.

    - Деньги потом мы все равно нашли и отсняли три короткометражных фильма, - продолжает Василий Подойницын. - Это была спонсорская помощь. А провал нашего сбора денег в Интернете, считаю, полностью лежит на наших плечах. Мы не занимались его продвижением. Просто зашли на сайт, следовали инструкциям и разместили объявление о сборе денег. На каждой платформе есть обучающий материал и советы. Естественно, большинство из них направлены на то, чтобы заработать на тебе как можно больше дополнительных денег. К нам поступали предложения пройти обучение в "школе краудфандинга" и т. д. Лично мы не пользовались дополнительными услугами и заполняли только необходимые поля анкеты нашего проекта. Есть и еще один маленький нюанс - команда, реализующая проект. Специалисты из столичных городов, из известных киновузов внушают больше доверия публике, чем самоучки из глубинки.

    Около 50 процентов проектов - это помощь в издании книг, музыкальных альбомов и создании кинолент. Далее следуют разработка игр, дизайн одежды, открытие кафе и ресторанов. Из фильмов выделяются художественные и документальные. Как правило, последних на краудфандинговых площадках больше. Так, за три года работы на Boomstarter и Planeta.ru 56 документальных фильмов собрали более 24,5 миллиона рублей (целевая сумма составляла 21,1 миллиона). Всего в этих проектах поучаствовало более 16 тысяч спонсоров, а один спонсор проинвестировал в среднем 1,5 тысячи рублей.

    Примером успешного краудфандингового сбора можно назвать съемки документального фильма "Атлантида Русского Севера", который уже вышел в прокат. Посмотреть его можно в некоторых кинотеатрах Санкт-Петербурга, Вологды, Череповца. Сам съемочный процесс проходил в Архангельской области, а созданием фильма занимались специалисты из Москвы и Санкт-Петербурга.

    - Получение денег на кино в России традиционными путями -очень загадочная история. Мы мало знакомы с этой системой на практике, - рассказывает сценарист фильма "Атлантида Русского Севера" Глеб Кузнецов. - А снять документальный фильм еще труднее, особенно если он далеко не в тренде. Считается, что хорошая документалистика - когда о социальных проблемах снято трясущейся камерой. И поехали: смертельно больные дети, у которых злые чиновники закрыли больницу... Любой курс сценарного мастерства в игровом кино начинается с запрета выбирать в качестве героев калек, детей и стариков. Если вы Клинт Иствуд, вы можете позволить себе снять "Гран Торино", но если вы тридцатилетний выскочка, то будьте добры, не топчитесь по мозолям общества. Вот мы такие тридцатилетние выскочки: "Атлантида" - наш дебют в кино, и нам было принципиально сделать ее в состоянии свободного творчества. Это в России в нашем случае мог обеспечить только краудфандинг, и все удалось.

    Фильм собрал в Интернете один миллион рублей, на эти деньги он и был снят. Сейчас ребята собирают деньги на восстановление крыши деревянного заброшенного храма в Шенкурском районе.

    Поделиться