21.07.2015 00:44
    Поделиться

    Власти Москвы предложили убрать различия в налоговом и бухучете

    Московские власти предложили минфину снизить нагрузку на бизнес, сблизив налоговый и бухгалтерский учет. Письмо было направлено руководителем департамента экономической политики и развития Москвы Максимом Решетниковым замминистра финансов Сергею Шаталову. В документе предлагается устранить около 60 различий между двумя системами учета (сейчас различий в правилах учета более 200). Это позволит перейти к подготовке налоговой отчетности путем внесения корректировок в бухгалтерскую, что исключит действующую сегодня практику параллельного ведения бухгалтерского и налогового учета. В дополнение планируется установить требования к срокам утверждения и публикации форм отчетности в государственные внебюджетные фонды. Сейчас таких ограничений нет, в результате утверждение новых форм происходит незадолго до истечения срока подачи отчетности. Это приводит к тому, что плательщикам не хватает времени для ее подготовки.

    "Идея не нова, - отмечает Анна Сатдарова, эксперт "СКБ Контур". - С момента появления главы 25 "Налог на прибыль" тема всплывает постоянно, теперь она закреплена в "Основных направлениях налоговой политики" (одобрены правительством РФ 30 мая 2013 г.)". В том же году была утверждена "дорожная карта" по совершенствованию налогового администрирования, прописывающая сближение двух видов учета. "То, что эта задача пока не решена, - не вина законодателей и чиновников, которые "не хотят" упростить жизнь бизнесу. Сложность в том, что одни и те же операции, которых множество, по-разному отражаются в бухгалтерском и в налоговом учете", - говорит эксперт.

    Различий между учетами довольно много. К примеру, перечень доходов, которые формируют бухгалтерскую прибыль, отличается от тех, что учитываются при расчете налога на прибыль. "На такой случай компании должны применять специальные правила отражения в учете разниц. Они закреплены ПБУ 18/02, и этот стандарт не слишком уж отличается от Международного IAS 12 (МСФО), - рассказывает Анна Сатдарова. - Правила учета расходов: в бухгалтерском учете они признаются независимо от намерений получить доход, в налоговом учете - только при условии, что затраты произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода".

    Классификация расходов тоже различна. В бухучете нет деления расходов на прямые и косвенные, в налоговом - есть. В бухучете в составе расходов по обычным видам деятельности есть "отчисления на социальные нужды", в налоговом учете такой группы нет, вся "социалка" формирует расходы на оплату труда. По-разному исправляются ошибки прошлых периодов: в бухгалтерском учете - текущим периодом, а в налоговом учете нужно подать корректирующие сведения за период, в котором была допущена ошибка.

    Различаются и цели бухгалтерского и налогового учета. "Цель современного бухучета - дать достоверную картину бизнеса, отразить экономическую суть операции. Задача налогового учета - правильно посчитать сумму налога к уплате", - говорит Анна Сатдарова. Кроме того, у результатов бухгалтерского и налогового учета разные пользователи. "С помощью налогового учета сообщается сумма налога, получение которой контролируют налоговые органы, а с помощью бухгалтерского учета - финансовые показатели состояния бизнеса, которые интересуют владельцев организации", - поясняет Елена Лазарева, руководитель проектов практики "Юридическое и налоговое консультирование" консалтинговой группы "НЭО Центр".

    Крупные компании к сближению учетов не проявляют большого интереса, это во многом объясняется их структурой. "В крупных компаниях с многопрофильным бизнесом налоговым учетом занимаются отдельно выделенные специалисты или целые департаменты, - рассказывает Лазарева. - При этом в малом бизнесе финансовый результат учета (прибыль) мало отличается в бухгалтерском и налоговом учете, а если такое отличие есть, то только на один-два объяснимых элемента (например, нормируемые расходы). Поэтому для малого бизнеса ведение одновременно нескольких видов учетов и формирование на их основе разных отчетов - это дополнительная работа".

    При этом большинство специалистов уверены, что необходимо именно сближение учетов, а не их объединение. "Многие различия в системах учета являются вполне органичными и обоснованными, - считает Михаил Халецкий, юрист "Некторов, Савельев и партнеры". - В некоторых случаях различия между налоговым и бухгалтерским учетом обусловлены использованием налоговых льгот и преимуществ, которые позволяют уменьшить сумму уплачиваемого налога за счет признания дополнительных расходов или уменьшения доходов". Например, при покупке амортизируемого имущества в налоговом учете можно воспользоваться амортизационной премией, единовременно списав в состав расходов до 30% затрат на покупку имущества, что невозможно в бухгалтерском учете. "Вряд ли требуется унификация этих различий, поскольку отмена амортизационной премии в налоговом учете ухудшит положение налогоплательщиков, а введение этой льготы в бухгалтерском учете приведет к искажению финансовой отчетности", - считает Михаил Халецкий. В то же время многие различия бухгалтерского и налогового учета не имеют достаточного обоснования. "Поэтому задача, которая должна быть поставлена перед законодателем, заключается в инвентаризации всех различий и устранении явно неразумных, - говорит эксперт. - Нельзя сказать, что власти ничего не делают в этом направлении. Так, с 2015 года в налоговом учете отменено явно устаревшее наследие 90-х годов - "суммовые разницы", из бухгалтерского учета суммовые разницы пропали за 9 лет до этого".

    Несмотря на то что задача поставлена давно, ее реализация идет крайне медленно. "Сближение учетов не может быть быстрым, - уверена Сатдарова. - Разные правила закреплены не только Налоговым кодексом, но и Положениями по бухгалтерскому учету, о составе затрат, прочими документами. Переработка такого массива требует значительного времени". К этому следует прибавить время, которое потребуется бухгалтерам на освоение новых правил учета, на перестройку программного обеспечения операторами. Тормозит сближение учета и тот факт, что результат этой работы нужен бизнесу, а исполнителем является государство. "Прямой выгоды от этого государству никакой нет, а работа сложная - надо аккуратно сблизить учет, не потеряв при этом на налогах, - говорит Михаил Александров, партнер адвокатского бюро А2. - Задача эта не то чтобы непреодолимая, просто достаточно трудоемкая".

    Инициативу столичных властей можно оценивать только позитивно, потому что в деле сближения учета не хватает заинтересованных в результате этой работы чиновников. Предложенный подход - не полное объединение, а формирование одной отчетности путем внесения корректировок в другую - говорит о том, что в департаменте экономической политики и развития Москвы с темой хорошо знакомы и реалистично смотрят на вопрос упрощения учета. Такая модель сближения учета находит поддержку в Федеральной налоговой службе. Кроме того, она уже давно используется во многих развитых странах.

    Поделиться