20.07.2015 21:00
    Поделиться

    Владимир Тасун: Дальнейшая либерализация международных СВС необходима

    Неравные условия для отечественных и зарубежных авиаперевозчиков требуют дальнейшей либерализации международных воздушных сообщений
    С 60-х годов прошлого века и до относительно недавнего времени международные воздушные сообщения для российских авиакомпаний практически полностью определялись двусторонними соглашениями о воздушном сообщении (СВС). Система двусторонних СВС возникла после окончания Второй мировой войны и была призвана обеспечить межгосударственное регулирование отношений между перевозчиками разных стран в условиях существенной геополитической разобщенности и обстановки тотального недоверия между странами. В основу двусторонних СВС был положен принцип полного паритета сторон. Все должно было быть абсолютно "зеркальным". Это касалось провозных мощностей, частоты выполнения рейсов, аэропортовых слотов, уровня применяемых тарифов.

    К 70-м годам прошлого века мир в целом, а главное, его экономика стали стремительно меняться. Экономическая глобализация и международное разделение труда начали оказывать беспрецедентное давление на политиков и военно-промышленные комплексы разных стран, требуя радикальных перемен в фундаментальных подходах к практике международных отношений во всех сферах человеческой деятельности. И эти перемены наступили. Несмотря на "холодную войну" и беспрецедентное идеологическое противостояние, дешевый советский газ бесперебойно потек в Европу. Крупнейшие европейские страны, в свою очередь, несмотря на вековые противоречия и взаимную неприязнь, стали искать пути объединения ключевых рынков. Что привело сначала к возникновению Общего рынка, а затем, в начале 70-х годов, к созданию Евросоюза.

    На авиационном "фронте" лидерами изменений стали США, начавшие в 70-е годы масштабную либерализацию рынка авиаперевозок. В том числе и международных, где тогда безраздельно правила уполномоченная правительством США авиакомпания PanAm, выполнявшая все международные перевозки. Высвобождение рыночных механизмов развития дало невиданный толчок развитию воздушного транспорта в Америке, сделав его самым большим рынком гражданской авиации в мире, а американский народ - самым мобильным.

    Пример США оказался настолько наглядным, что европейцы, несмотря на историческую традицию иметь в каждой стране своего национального, чаще всего государственного авиаперевозчика, так называемого "носителя флага", который обычно пользовался всеми благами государственной монополии, стали постепенно двигаться в том же направлении. К концу 90-х годов Евросоюз провел либерализацию внутриконтинентальных воздушных сообщений в Еврозоне. Это коснулась большинства соседей ЕС, но не России. Сложные отношения с Евросоюзом не позволили РФ присоединиться к многочисленным странам, подписавшим с ЕС так называемые "горизонтальные" соглашения об "открытом небе", позволяющие существенно упростить полеты в Европу.

    Тем не менее в 2010-2013 годах система международных сообщений стала постепенно меняться и в России. Российские авиаперевозчики, которым стало откровенно тесно в рамках зарегулированной среды двусторонних СВС, начали просить правительство провести либерализацию международных авиаперевозок - в основном на европейском направлении. Это направление было особенно важным по двум причинам.

    Во-первых, в большинстве европейских стран в 60-е годы было лишь по одному крупному международному авиаперевозчику. В СССР была только одна авиакомпания - советский "Аэрофлот". Поэтому двусторонние СВС, которые Россия унаследовала от СССР, касались крупнейшего перевозчика каждой европейской страны и "Аэрофлота". Все остальные российские авиакомпании оказались вне этого процесса и пытались устранить исторически сложившуюся монополию.

    Вторая причина повышенного интереса российских авиакомпаний к европейскому направлению объяснялась экономическими соображениями - это был крупнейший рынок международных перевозок для российских авиакомпаний. В 2000-е годы страны ЕС и примыкающие к ним государства Средиземноморья имели до 65-70% всех международных перевозок российских авиакомпаний.

    Российские авиакомпании, не получив доходы от перевозки пассажиров, улетевших иностранными рейсами, не заплатят налоги в федеральный и местный бюджеты. Зарубежные перевозчики в России налогов не платят

    В качестве основного аргумента в пользу международной либерализации российские авиакомпании и эксперты рынка приводили позитивный пример благотворного влияния на российский рынок либерализации внутренних российских авиаперевозок, проведенной российскими авиационными властями в 2004 году.

    В результате этих усилий в 2010-2013 годах на многих важнейших маршрутах, связывающих Россию с европейскими странами, появились "вторые" и "третьи" назначенные авиаперевозчики. Связанный с либерализацией рост международных перевозок между Россией и странами Европы превысил все ожидания.

    Наметившийся процесс либерализации международных воздушных сообщений затронул и другие рынки, в первую очередь ближневосточный и дальневосточный. Перевозчики стран Персидского залива (Emirates, Qatar и FlyDubai) получили много новых коммерческих прав в России. Между Москвой и столицей ОАЕ стал ежедневно совершать рейсы самый большой в мире самолет Airbus А380. В преддверии саммита АТЭС в аэропорту Владивостока был введен статус "открытого неба". Российские авиакомпании получили многочисленные назначения из российских региональных центров в различные пункты в Азии.

    Казалось, что продолжение этого процесса приведет к взрывному росту международных авиаперевозок. Однако в 2014-2015 гг. ситуация радикально изменилась. Осложнение внешнеполитической обстановки, антироссийские санкции, девальвация рубля и связанная с этими процессами потеря покупательской способности населения привели к радикальному снижению международных перевозок на 30-40%.

    Российские авиакомпании стали в массовом порядке отказываться от полученных ранее международных назначений. Особенно из региональных центров, которые не обеспечивают пассажирооборот достаточной интенсивности для ведения устойчивой рентабельной деятельности.

    Европейские авиаперевозчики тоже реагируют на радикальное снижение международного пассажиропотока из России и закрывают потенциально проблемные направления. Это, в первую очередь, касается региональных центров: Самары, Казани, Екатеринбурга, Новосибирска, Уфы.

    Британская EasyJet - один из крупнейших бюджетных авиаперевозчиков мира, начиная с октября этого года, прекращает полеты из Москвы в Манчестер, а Niki - бюджетный авиаперевозчик группы Air Berlin отменяет все рейсы в Вену. Немецкая Lufthansa закрывает большинство маршрутов в российские регионы, сокращает провозные мощности и частоты рейсов, выполняемые в столичные города. По этому же пути следуют и два других крупнейших европейских перевозчика - Air France / KLM и группа IAG (British Airways / Iberia).

    Американская Delta планирует полностью прекратить трансатлантические полеты в Россию с декабря 2015 года, вероятно, не выдержав конкуренции с российскими "Аэрофлотом" и "Трансаэро", а также с европейскими и азиатскими авиакомпаниями, осуществляющими свои стыковки в "хабах" Старого Света и Ближнего Востока.

    Совершенно иная ситуация с азиатскими и ближневосточными перевозчиками. Несмотря на сокращение общего числа российских пассажиров, путешествующих за границу, они прилагают весьма серьезные усилия по наращиванию своего присутствия на российском рынке авиаперевозок. Очевидно для того, чтобы, воспользовавшись кризисом, завоевать для себя долгосрочные позиции принципиально лучшего качества. Эта стратегия подобна той, которою весьма успешно использовала в России Lufthansa сразу после дефолта 1998 года, когда она открыла более десятка новых ежедневных рейсов в региональные центры России, став за два года вторым крупнейшим международным авиаперевозчиком в России, вплотную приблизившись к "Аэрофлоту".

    Сегодня арабские перевозчики FlyDubai и Qatar просят российские авиационные власти предоставить им права на большее число рейсов в различные города России, турецкая Turkish Airlines открывает новые прямые рейсы в российские региональные центры, вытесняя местные авиакомпании со ставшего уже традиционным для региональных авиаперевозчиков рынка чартерных туристических перевозок.

    В деле завоевания российского рынка азиатские и ближневосточные перевозчики отталкиваются не от пустого места. На протяжении последних лет они уже получали преимущества, которые часто носили односторонний характер и не имели прямого паритета для российских авиакомпаний.

    Так, например, монгольская авиакомпания MIAT выполняет полеты из Улан-Батора в Берлин по так называемой пятой свободе воздуха, то есть выполняет посадку в Москве, где она берет на борт российских пассажиров. И даже несмотря на то, что таких пассажиров не очень много, это прямой ущерб для российских авиакомпаний. Эти пассажиры должны были бы лететь "Аэрофлотом", "Сибирью" или "Трансаэро". По такой же схеме работает сингапурская Singapore Airlines, выполняя рейсы по пятой свободе из Домодедово в Хьюстон (США).

    Крупнейшие турецкие туроператоры создали и успешно эксплуатируют в России бизнес-модель, при которой они, не владея в России авиакомпаниями (что запрещено законом), по сути, контролируют деятельность нескольких российских чартерных авиаперевозчиков, выполняющих туристические чартерные программы в Турцию.

    Следует отметить, что азиатские перевозчики и особенно авиакомпании стран Персидского залива сегодня ведут агрессивную экспансию не только в России, но и по всему миру, предлагая высококачественные перевозочные продукты по очень привлекательным ценам. Это удается им благодаря огромным государственным инвестициям и сверхблагоприятной экономической среде, созданной для них в ОАЭ (Etihad Airways и Emirates) и Катаре (Qatar Airways).

    Складывается впечатление, что российские авиационные власти вполне благосклонно относятся к планам азиатских и ближневосточных авиаперевозчиков по расширению деятельности в России. Более того, сегодня руководители многих региональных аэропортов просят ввести режим "открытого неба" для своих аэропортов. В этом они находят поддержку губернаторов и представителей различных ветвей региональных властей. К сожалению, данные ФАВТ убедительно показывают, что введение режима "открытого неба" не принесло никакого положительного эффекта в аэропортах Владивостока, Калининграда, Казани и Сочи.

    В любом случае обратного пути к зарегулированности, изоляции, надуманным ограничениям коммерческой деятельности авиакомпаний, вероятно, уже не будет. Это противоречило бы всей логике экономического развития нашей страны, настоятельно требующей максимального повышения эффективности и производительности труда. На всех рынках авиаперевозок либерализация правил доступа к маршрутам способствует расширению конкуренции, что неминуемо приводит к росту эффективности, снижению тарифов и увеличению пассажиропотока. Либерализация делает рынки открытыми и эффективными. Однако ключевым моментом в данном процессе является вопрос обеспечения равных условий для отечественных и иностранных перевозчиков.

    Это особенно важно в сложные экономические времена, когда дисбалансы, возникающие при недостаточно проработанной схеме либерализации воздушных линий, способны нанести не просто серьезный, а смертельный ущерб одной из сторон, вплоть до полного вытеснения с рынка.

    Конечно, сегодня от сложившейся ситуации с арабскими и ближневосточными авиакомпаниями, в первую очередь, страдает "Аэрофлот", "недополучая" сотни тысяч пассажиров, которые "принадлежат" ему по праву основного российского международного авиаперевозчика. Годовые потери от этого исчисляются десятками миллиардов рублей недополученной выручки.

    Однако сложившаяся ситуация ничуть не меньше касается и всех других российских авиакомпаний. Дело в том, что когда российские региональные авиакомпании получают коммерческие права в одну из азиатских столиц, для них это - конечный пункт назначения, а для их азиатских визави (вроде бы получающих "зеркальные", паритетные права) - это стыковочный "хаб", из которого они развозят российских пассажиров по самым востребованным направлениям в Европе, Средиземноморье и Ближнем Востоке.

    Хочу проиллюстрировать это на нескольких реальных примерах. Авиакомпания Turkish Airlines, получившая коммерческие права на выполнение рейсов из Стамбула в Екатеринбург, не только практически вытеснила местные "Уральские авиалинии" с популярных у российских туристов направлений в Турции, но и сделала нерентабельными немногочисленные прямые рейсы "уральцев" в Европу. Turkish Airlines выполняет четыре рейса в неделю на направлении "Екатеринбург-Стамбул". По данным Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), доля трансфера российских пассажиров в популярные пункты в Европе составляет примерно 45%. В 2014 году таких транзитных пассажиров на этом маршруте оказалось примерно 30 тыс. человек.

    В случае снятия ограничений для Turkish Airlines рост частоты выполнения рейсов и увеличение провозной емкости за счет использования воздушных судов большой вместимости, которыми не располагает российская авиакомпания, приведет к дальнейшему снижению спроса на прямых рейсах "Уральских авиалиний" в Европу: Екатеринбург-Барселона, Рим, Римини, Прага, Ираклион, а также оттоку российских пассажиров с рейсов "Аэрофлота" из Москвы в Париж, Лондон, Рим и другие европейские столицы.

    Аналогичная ситуация на маршруте между Новосибирском и Стамбулом, где прямой пассажиропоток составляет примерно 50%, а остальные пассажиры летят с пересадкой в Стамбуле - преимущественно в Европу (в 2014 г. - более 20 тыс. пассажиров).

    В случае полного снятия ограничений на линиях типа Екатеринбург-Стамбул, Новосибирск-Стамбул и десятках подобных иностранные перевозчики получают возможность выставлять существенно большие по вместимости воздушные суда для обеспечения спроса как собственно в свои столицы, так и во множество других европейских и азиатских пунктов. Число российских пассажиров, которые полетят в Европу, Азию и Африку транзитом через Стамбул, Абу-Даби, Доху, Дубай, увеличится в разы.

    Российские авиакомпании от снятия ограничений не получат никаких выгод, поскольку права на выполнение рейсов из Москвы, как главного российского "хаба", жестко ограничены действующими СВС с европейскими странами. Например, для "Уральских авиалиний", как базового перевозчика в Екатеринбурге, перевозки практически во все популярные пункты в Европе из Москвы невозможны.

    Очевидно, что российские авиакомпании, не получив доходы от перевозки пассажиров, улетевших турецкими и арабскими авиакомпаниями, не заплатят налоги в федеральный и местные бюджеты. Напомню, что иностранные авиакомпании, работающие в России, не платят никаких налогов на основании принципа экстерриториальности субъектов международного воздушного транспорта.

    Описанная ситуация характерна практически для всех пунктов на территории РФ. Российские и иностранные авиакомпании на практике находятся в неравных условиях, так как возможность организации прямых полетов из региональных городов России в Европу не подкрепляется достаточным уровнем спроса, а единственной реальной альтернативой крупным "хабам" иностранных авиакомпаний для российских перевозчиков является Москва, которая способна обеспечить необходимую "подпитку" таких рейсов пассажирами.

    В большинстве действующих СВС российские перевозчики имеют право выполнять полеты из любого пункта на территории РФ в ограниченное количество пунктов на территории другого государства, а иностранные перевозчики имеют "зеркальные" права на полеты в РФ.

    Для обеспечения по-настоящему работающей, эффективной либерализации международных воздушных сообщений в новых политико-экономических условиях необходима тщательно проработанная политика в предоставлении иностранным авиакомпаниям коммерческих прав на выполнение полетов в российские пункты назначения в рамках двусторонних СВС.

    Параллельно с этим представляется целесообразным продолжение либерализации международных авиаперевозок на линиях из Москвы по наиболее популярным для российских авиакомпаний направлениям, что несомненно оказало бы стимулирующее воздействие на увеличение пассажиропотока.

    Единое мнение представителей российских авиакомпаний - дальнейшая либерализация международных СВС необходима. Кто-то предлагает проводить "точечную" либерализацию только на тех маршрутах, где российские авиаперевозчики будут иметь гарантированные шансы на доминирование, другие предлагают снять одновременно все ограничения на перевозки из Москвы для всех российских авиакомпаний. "Глубина" и скорость проведения либерализации могут обсуждаться, однако практически ни у кого нет сомнений в том, что сейчас наиболее подходящий момент для проведения следующего этапа развития СВС в сторону расширения прав российских авиаперевозчиков.

    Следует также отметить, что московский мегаполис сегодня представляет собой не просто один из пунктов назначения в Европе, каким он несомненно являлся в 60-е годы прошлого века, когда формировалась действующая система двусторонних СВС. Сегодня каждый из трех основных московских аэропортов имеет прилегающий ареал с населением, как минимум, 6-7 млн жителей (соответствующие части Москвы и Московской области), что соответствует численности населения крупнейших городов мира (в Европе такой город один - Лондон). Через каждый из аэропортов московского мегаполиса ежегодно проходит от 15 до 35% всего пассажирооборота России. Более того, даже административно они принадлежат разным субъектам: Внуково - Москве, Домодедово - Московской области, а Шереметьево - федеральным властям РФ. Совершенно очевидно, что каждый из трех московских аэропортов должен быть самостоятельным субъектом межправительственных СВС как отдельный пункт назначения.

    Проведение нового этапа продуманной и эффективной либерализации международных воздушных сообщений позволило бы увеличить объемы перевозок практически по всем международным направлениям, не только затормозив дальнейшее их падение, но и обеспечив позитивное развитие на ближайшие годы.

    Поделиться