17.07.2015 16:18
    Поделиться

    9 малоизвестных фактов о создании и постановках оперы "Кармен"

    В Большом театре состоялась премьера еще одной версии "Кармен" - знаменитой оперы Бизе в интерпретации режиссера Алексея Бородина. По этому случаю напомним некоторые любопытные факты, связанные с рождением и постановками этой оперы.

    1. Как известно, в основе сюжета оперы - новелла Проспера Мериме. Либретто писали драматурги Анри Мельяк и Людовик Галеви - широко известные авторы сюжетов многих оперетт Оффенбаха. Они основательно поработали над образами Кармен и Хозе: первую сильно романтизировали, убрали ее склонность к воровству и, сделав упор на ее независимом свободолюбивом нраве, второго лишили мрачного ореола преступника и тоже поставили на котурны, сделав пылким романтическим героем.

    2. Бизе определял "Кармен" как "комическую оперу". Это связано с тем, что в "серьезных" операх чаще действовали либо царствующие особы, либо боги. Веризм еще только брезжил в операх Пуччини, и хотя первая куртизанка уже появилась у Верди в "Травиате" - но это случилось в менее консервативной и музыкально более продвинутой Италии. Провал парижской премьеры был обусловлен еще и тем, что ожидания публики, настроившейся на красивое легкое зрелище, были обмануты: перед нею предстала, в сущности, первая в истории реалистическая музыкальная драма.

    3. Мелодию "Хабанеры" Жорж Бизе заимствовал, как он полагал, из испанского фольклора. На самом деле это была песня El Arreglito, написанная испанским композитором Себастьяном Ирадьером, автором знаменитой La Paloma. Обнаружив ошибку, Бизе честно внес имя Ирадьера в свою партитуру.

    4. Премьера оперы состоялась в 1875 году в парижском театре "Опера-комик", прошла без особого успеха, спектакль был быстро снят с репертуара. Первых критиков оперы бесила сама мысль, что куртизанка Кармен оказывалась на голову выше ее благопорядочного окружения. Она умирала как героиня, непобежденной, и публика ей должна была сочувствовать. Но плотская страсть, так откровенно выраженная в музыке, шокировала светскую публику, дамы стыдливо опускали глаза. К тому же сам факт смерти героини на сцене "Опера-комик" был немыслимым, беспрецедентным скандалом. Но уже премьера в Венской опере все круто изменила: успех был громовым. Брамс заявил, что готов ехать на край света, чтобы обнять Бизе. Чайковский в письме к фон Мекк назвал "Кармен" "шедевром, которому суждено отразить в себе... музыкальные стремления целой эпохи". Вена и дала первый толчок триумфальному шествию оперы по театрам мира. К 1878 году она добралась до Америки и России. Но Бизе так и не узнал о ее триумфах - умер в 36 лет, вскоре после парижской премьеры.

    5. По традициям комических опер, "Кармен" поначалу шла с прозаическими диалогами, которые перебивались развернутыми музыкальными сценами. Уже после смерти Бизе, готовя премьеру в Вене, его друг Эрнест Гиро заменил диалоги речитативами и ввел в ткань оперы танцевальные сцены, использовав музыку к провалившейся раньше "Арлезианке".

    6. Первая постановка "Кармен" в Большом театре относится к 1898 году. Образ героини в исполнении Елизаветы Азерской был еще более приподнят над грешной землей, и газеты того времени писали об испанской грандессе, попавшей в романтическую историю с благородным офицером из обедневших дворян. С разными отклонениями эта традиция видеть в Кармен героиню безусловно и стопроцентно положительную сохранялась и в советские времена. Среди выдающихся исполнительниц партии Кармен в ГАБТе были Вера Давыдова, Надежда Обухова, Елена Образцова, Тамара Синявская. Ирина Архипова в молодости блистала в этой партии на сцене Свердловского театра оперы и балета, затем была приглашена в труппу Большого.

    7. Легендарная Мария Каллас никогда не пела Кармен на сцене, но сохранилась аудиозапись в ее исполнении. Эта запись легла в основу фильма Франко Дзеффирелли "Каллас навсегда". По его сюжету, лирический герой, режиссер, уговаривает потерявшую голос диву сняться в фильме-опере "Кармен" под собственную фонограмму, дав таким образом возможность поклонникам певицы увидеть наяву ее не осуществленную на сцене роль. После долгих увещевания Каллас соглашается, фильм снят, но по требованию певицы он никогда не увидит экранов...

    8. Работая над новой постановкой "Кармен" в Большом, режиссер Алексей Бородин вернулся к некоторым мотивам, заложенным Мериме: в спектакле, как и в новелле, Севилья обделена солнцем и радостью. Относительная неудача спектакля связана именно с этим противоречием: музыка Бизе прямо-таки брызжет жизнелюбием и ослепительным светом.

    9. Экстравагантных версий этой оперы на сценах мира было довольно много, вот некоторые. В Московском театре "Геликон-опера" на сцене царил ХХ век с автомобилями, плащами и юбками с разрезом, Кармен была уличной проституткой (1996). В предпоследней, 2008 года, постановке ГАБТа герои по воле британского режиссера Дэвида Паунтни выясняли отношения у барной стойки. В интерпретации режиссера Оливье Пи в Лионской опере Кармен была певицей кабаре "Потерянный рай" (2012). Будапештский Эркель-театр в постановке 2014 года частично перевел музыку Бизе в регистры джаза, хор изображал современную молодежь. В балете "Кар Мен" британского хореографа Мэттью Бурна сюжет оперы скрещен с сюжетом фильма "Почтальон всегда звонит дважды"; действие происходило на автозаправочной станции где-то в Америке.

    Поделиться