16.07.2015 16:33
    Поделиться

    На Кубани начали готовить специалистов по примирению людей в суде

    В судах Кубани в ближайшее время должны появиться комнаты примирения, в которых с участием в качестве посредника независимого лица - медиатора - стороны смогут разрешить конфликт на основе добровольного согласия.

    По этому поводу Совет судей Краснодарского края принял на днях специальное постановление: в нем указаны конкретные рекомендации, связанные с организацией внесудебного урегулирования споров.

    Разрушить баррикады

    В суды идут, чтобы разрешить любой спор, будь то раздел совместно нажитого имущества, корпоративный конфликт либо защита прав потребителей. Порой годами длится тяжба из-за соседской межи, однако вынесенный вердикт не решает копившейся годами проблемы. Ведь Фемида ограничивается только рассмотрением обстоятельств, представленных в рамках конкретного дела, не касаясь проблем, основанных не на праве, а на нормах морали и нравственности. Хотя именно они зачастую и лежат в основе большинства конфликтов.

    Как только суд принимает дело к производству, граждане становятся истцами и ответчиками. Безусловно, всегда есть шанс заключить мировое соглашение, но к этому времени вы уже заплатите госпошлину за судебный иск, наймете недешевого адвоката, да и потратите кучу нервов в предвкушении предстоящего разбирательства...

    Между тем существует вполне законная возможность решить практически любой спор еще до того, как вы станете сторонами по делу, то есть - без суда. Еще пять лет назад - в июле 2010 года - был принят федеральный закон "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации"). Он позволяет гражданам обратиться к третьим лицам - медиаторам, которые помогут решить спор, не доводя его до суда.

    Однако большинство из них до сих пор не только не ведают о подобной возможности, но даже не знают, что такое медиация. В этом убедилась корреспондент "РГ", проведя экспресс-опрос. Часть наших собеседников спутали этот процесс с медитацией, а другие решили, что речь идет о технологиях, связанных с распространением информации, то есть с масс-медиа.

    И лишь профессиональные юристы ответили правильно. Стало понятно, почему практически не работает закон, призванный облегчить гражданам доступ к правосудию: большинство из них просто не знают о его существовании и, вместо того, чтобы начинать рушить баррикады, строят новые. Ведь суд - это, увы, всегда война, в которой обязательно будут и победитель, и проигравший.

    Фемида дает добро

    Идея медиации, по словам юристов, состоит в том, чтобы удовлетворить обе стороны. Этот принцип достаточно успешно работает в решении самых разных житейских, а порой и достаточно сложных межнациональных конфликтов, когда в роли медиатора выступают уважаемые в обществе люди, признанные всеми авторитеты, старейшины. Но все это происходит за стенами суда. И вот на Кубани Фемида дала добро, чтобы усадить медиаторов практически рядом с судьями. Конечно, не в одном зале, но - в соседних комнатах. Условие одно: судебную медиацию должны проводить профессионально подготовленные люди, прошедшие базовый курс обучения в Российском государственном университете правосудия (РГУП). Принципиальное решение по этому поводу было принято на последнем заседании Совета судей Краснодарского края. В нем принимал участие и председатель коллегии посредников по применению примирительных процедур Николай Потапенко.

    - Коллегия была создана в январе нынешнего года на базе краевой торгово-промышленной палаты, где я возглавляю правовой департамент, - поясняет он. - Медиацию в принципе может проводить любой человек, но если к медиатору направляет судья, то проводить ее имеет право только специалист, прошедший базовый курс обучения по специальной программе. Кроме того, законом определен возраст - не моложе 25 лет, несудимый, имеющий высшее образование. В составе нашей коллегии - только профессионально подготовленные медиаторы. Думаю, их роль, особенно в арбитражных спорах, будет активизироваться в связи с тем, что это позволит избежать репутационных рисков. Ведь как только стороны становятся участниками судебного процесса, информация тут же попадает на сайт, там же появляется и вынесенное решение, а досудебное урегулирование конфликта гарантирует конфиденциальность, что очень ценят деловые люди.

    "Медиаторов у нас порой готовят чуть ли не в подворотне. Возможно,  для проведения внесудебной медиации подойдут и такие специалисты, но в суды они попадать не должны"

    Главная задача - вовлечь стороны в процесс медиации. По ее итогам может быть подписано медиативное соглашение, которое затем утвердит суд.

    У Вячеслава Соболева 33-летний судейский стаж. Он - заслуженный юрист России, кандидат юридических наук, декан факультета повышения квалификации судей Северо-Кавказского филиала РГУП.

    - Медиаторов у нас порой готовят чуть ли не в подворотне, - считает собеседник. - Возможно, для проведения внесудебной медиации подойдут и такие специалисты, но в комнаты, оборудованные при судах, они попадать не должны. Это принципиальное требование. Полный курс, разработанный нашим университетом, составляет 580 часов, а базовый - 120. Это месяц профессионального обучения. Таких специалистов должно быть достаточно, чтобы медиативная процедура стала обязательной в определенной категории гражданских и в большинстве арбитражных споров. Безусловно, далеко не каждый сможет стать медиатором, ведь нужно уметь не только выводить людей из конфликта, но и противостоять психологической агрессии с их стороны. Но если удается разрешить спор вне рамок судебного разбирательства, это в итоге скажется и на авторитете самого суда.

    По мнению Соболева, сегодняшняя ситуация напоминает ставшие уже историей события 15-летней давности, когда на Кубани появились первые мировые судебные участки.

    - Сначала было создано 120 участков, а теперь их 270, - говорит он. - И все мы видим огромную пользу от создания института мировых судей. Ведь если раньше суды рассматривали 25 тысяч гражданских дел, то теперь их - 250 тысяч. Не будь мировых судей, судебная система захлебнулась бы. Такого же подспорья мы ждем после того, как процесс медиации станет обязательным при рассмотрении дел определенной категории.

    Мирись-мирись и больше не дерись

    В советские времена своего рода формой досудебного решения конфликтов были разборки на уровне парткомов и месткомов, а в случае трудовых споров - разбирательства в существовавших на каждом предприятии комиссиях по трудовым спорам. А потом со всеми своими проблемами люди пошли в суды, где не обязаны их мирить. Эти функции возложены на медиаторов, да вот беда: их деятельность пока практически не встроена в отечественную систему правосудия.

    - Здесь нам нужно шире использовать зарубежный опыт, где уже достаточно давно медиация органично встроена в систему правосудия, - считает доктор юридических наук, заведующая кафедрой гражданско-процессуального права Северо-Кавказского филиала РГУП Юлия Попова. - Например, в США, Канаде, Словении судья вправе обязать стороны провести процедуру медиации. В Великобритании сторона имеет право отказаться от предложенной судом медиации, но при этом она понесет все судебные расходы другой стороны, даже если выиграет спор. Существующий в ряде стран досудебный порядок урегулирования налоговых споров способствовал тому, что сейчас до стадии судебного разбирательства доходит не более десяти процентов таких споров. При этом профессиональный медиатор обязательно делает упор на моральные и нравственные стороны конфликта, что особенно важно в семейно-бытовых спорах. Без каких-либо юридических рекомендаций он подводит к тому, что стороны сами видят, как надо поступить, чтобы максимально соблюсти все интересы.

    Преимущество медиации и в том, что досудебная процедура разрешения споров обходится сторонам как минимум вдвое дешевле. По мнению специалистов, после рекомендаций, данных Советом судей края, на Кубани должна заметно активизироваться процедура внесудебного урегулирования споров.

    Комментарий

    Владимир Кисляк, председатель Совета судей Краснодарского края:

    - В настоящее время комнаты примирения функционируют в судах общей юрисдикции Санкт-Петербурга, Московской области, Пролетарского районного суда города Ростова-на-Дону, а также Октябрьского районного суда города Екатеринбурга. На сегодняшний день для обеспечения на Кубани полноценного и повсеместного проведения медиативных процедур пока недостаточно специалистов. Их подготовкой на профессиональной основе будет заниматься Северо-Кавказский филиал Российского государственного университета правосудия, получивший лицензию на подобную образовательную деятельность. Когда специалистов будет достаточно, к примеру в Краснодаре или в другом муниципалитете края, начнем открывать в судах медиационные комнаты. Мы договорились, что в подготовительный период на базе университета пройдут семинарские и лекционно-практические занятия с представителями судейского корпуса края в рамках программы расширения знаний судей о медиации и практике ее применения. Управлению Судебного департамента совместно с председателями судов предложено в ближайшей перспективе решить вопрос о создании в судах комнат примирения, оборудованных компьютерами с нормативной базой. Ну а пока - разместить в зданиях судов информационные стенды, а также ввести на интернет-сайтах разделы, содержащие тематические блоки о механизме и практике применения процедуры медиации.

    Поделиться