14.07.2015 12:52
    Поделиться

    Охота за впечатлениями

    Музеи и картинные галереи по всему миру все более активно и творчески используют мобильные приложения для взаимодействия со своими посетителями, в том числе - с самыми маленькими. Корреспондент "РГ" отправился в парижский музей современного искусства фонда Louis Vuitton (FLV), чтобы посмотреть, как технологии превращают посещение музея в увлекательный опыт для ребенка.

    Восьмилетняя Клэр идет по открытой террасе парижского музея современного искусства фонда Louis Vuitton (FLV). Мама держит ее за руку, а в другой руке Клэр - iPad Mini в резиновом противоударном чехле. "Мама, смотри, вот это место!" - Клэр отпускает мамину руку и бежит фотографировать на планшет виднеющуюся в проеме между стен Эйфелеву башню.

    iPad Клэр специально настроен на работу только с одним приложением - Apprentice Architect ("Выдающийся архитектор"), а само устройство дал ей сотрудник музея на входе. Создание интерактивных приложений для посетителей музеев, картинных галерей и многих других мест постепенно становится мировым стандартом, но "Выдающийся архитектор" - пожалуй, первое музейное приложение, которое ориентировано именно на детей. "Цифровое поколение" не расстается со своими устройствами нигде, поэтому мы должны быть внутри их планшетов и смартфонов", - говорит Стефан Безомбэ, независимый консультант по цифровым технологиям музея FLV.

    Компания LVMH, известный производитель предметов роскоши, владеющая помимо Louis Vuitton еще десятками известных брендов вроде Givenchy и Hennessy, вложила $143 млн в создание своего фонда с целью продвижения культуры и искусства. Юридически он не входит в LVMH и является некоммерческой организацией. Обширная коллекция объектов современного искусства из архива фонда выставляется в залах музея по принципу ротации.

    Iwan Baan

    Экспонаты внутри под стать самому зданию. Например, работа "Где живут рабы" аргентинского скульптора Адриана Виллара Рохаcа, представляющая собой спрессованные слои земли, асфальта, камней, травы, фруктов, предметов одежды - как будто археологи будущего вырезали кусок из почвы. Или "Восстановитель астрального баланса", придуманный сербской художницей Мариной Абрамович: комната с метрономами на стенах, перед которыми стоят пляжные лежаки, приглашая помедитировать.

    Музейные первооткрыватели

    После того как маленькая Клэр фотографирует Эйфелеву башню, в специальном разделе приложения заполняется соответствующая клетка. Всего она нашла уже три места, осталось еще столько же. Эта функция, по заверениям самих разработчиков, является самой востребованной среди маленьких посетителей и их родителей. Она превращает рутинные перемещения из зала в зал в увлекательную охоту.

    "Это позволяет детям почувствовать себя первооткрывателями", - объясняет дизайнер приложения Джеймс Пенфолд. По его словам, так дети могут исследовать современное искусство вообще и музей FLV в частности параллельно с родителями, на базовом, но, пожалуй, даже более интерактивном уровне. "Функции приложения должны будить их воображение, стимулировать задавать взрослым больше вопросов", - подчеркивает Пенфолд.

    Помощь мобильных устройств в подаче информации для детей огромна, отметил в комментарии для "РГ" генеральный директор компании-разработчика приложений для планшетов "iPressPad" Роман Никитин. "Часто детям в музеях просто скучно. Их способ потребления и взаимодействия с информацией и окружающим миром не соответствует традиционному созерцательному музейному подходу. Эту проблему может решить только подача информации через игровую среду, через понятные ребенку символы и образы", - подчеркнул Никитин.

    С ним согласен генеральный директор другого разработчика мобильных приложений ICONIC Mobile Алексей Поспехов: "Это очень круто, потому что современных детей только через такие интерактивные вещи и можно привлечь к классическому времяпрепровождению". С другой стороны, говорит он, для детей размываются границы между реальностью и цифровым миром. "Я видел, как маленькие дети, 2-3 лет подходят к аквариуму и начинают делать движения пальцами, чтобы увеличить маленькую рыбку, как на экране iPad. То есть растет поколение детей-интровертов, которые умеют прекрасно общаться с помощью своих гаджетов, но меньше общаются живьем. Но мы с этим ничего не можем сделать", - объясняет Поспехов.

    Помимо исследовательской игры, компания-разработчик Touchpress добавила в свое бесплатное приложение еще 5 разных активностей. Дети могут посмотреть 360-градусные панорамы из музея, попутно читая про те или иные архитектурные решения, нарисовать скетчи в духе примитивизма, найти на большой картинке с большим количеством мелких элементов разных персонажей, поработать крановщиком, укладывающим стеклянные панели на фасад музея, и, наконец, поэкспериментировать с 3D-формами а-ля здания, построенные Фрэнком Гери. "Во время тестирования приложения один мальчик создал там нечто потрясающее - абсолютно безумное, но в то же время красивое сооружение. А потом выяснилось, что его папа - архитектор. Наследственность!", - смеясь, рассказывает исполнительный продюсер Touchpress Луиза Райс.

    Перед тем как покинуть музей, дети могут получить сертификат "Выдающегося архитектора" - с созданными ими скетчами, объектами и фотографиями секретных мест.

    Всеволод Пуля/РГ

    Творческая разработка

    Работа над "Выдающимся архитектором" велась около 8 месяцев, совместно Touchpress, представителями администрации музея и независимыми консультантами. "У нас не было жесткого технического задания, поэтому мы накидывали свежие идеи прямо в процессе разработки. Если идея утверждалась, то мы шли дальше и реализовывали ее", - говорит Джеймс Пенфолд. Важной частью разработки было пользовательское тестирование: 30 ребятишек в течение целого дня бегали по музею с бета-версией приложения, а потом поделились впечатлениями с разработчиками, что позволило сделать интерфейс более интуитивно понятным.

    Приложение на английском и французском языках доступно для скачивания из AppStore на ваше собственное устройство, на территории музея действует бесплатный Wi-fi. Если же ваш iPad остался дома, то можно опять же без оплаты взять его напрокат у сотрудников музея - именно так поступила мама Клэр, 35-летняя Стефани. "Мне очень понравилась идея этого приложения, дочка с удовольствием ищет секретные места по всему зданию. Но оно, конечно, только для детей до 10 лет, не старше", - говорит она.

    Стефан Безомбэ объясняет, что существующее приложение и было рассчитано на детей 6-12 лет, а сейчас руководство музея размышляет над созданием программы для подростков. А вот приложение с аудиогидом для взрослых посетителей существует с самого открытия музея - его скачали уже 13 000 раз. Прямо в очереди за билетами сотрудники фонда раздают наушники, завернутые в экологическую упаковку с семенами цветов и нанесенным QR-кодом, позволяющим скачать аудиогиды.

    Всеволод Пуля/РГ

    У "Выдающегося архитектора" скачиваний пока меньше - около 3000, однако их количество растет на 200 в неделю, что неудивительно для музея с пиковой суточной посещаемостью в 4500 человек.

    "В конце концов, все это задумывалось не для того, чтобы дети "зависали" в своих планшетах. Мы хотели, чтобы они взаимодействовали со зданием и экспозицией. Приложение расширяет опыт детей от посещения, предлагает обращать чуть больше внимания на то, что происходит вокруг", - рассказывает Луиза Райс. Глядя на радостную Клэр и других маленьких посетителей музея FLV, можно сказать: похоже, им это удалось.

    Поделиться