14.07.2015 00:25
    Поделиться

    Виктор Гришин: Вузам придется сократить число студентов и преподавателей

    В ближайшие годы список перспективных профессий изменится
    Российским вузам предстоит развиваться в непростых условиях: в системе профессионального образования в ближайшие годы сократится численность обучающихся, соответственно, последует высвобождение преподавательских ресурсов. Причина этого - демографическая ситуация. Численность молодежи в возрасте 17-25 лет сократится к 2016 году на 12-15% по сравнению с уровнем 2010 года. Это приведет к сокращению предложения в наиболее гибком и активном сегменте рынка труда. В 2007-2008 годах в России было 7 млн студентов, а в ближайшие несколько лет их число составит всего 4 млн. Правительство России планирует разработать проект перспективного прогнозирования потребностей рынка труда, моделей мониторинга трудоустройства и сопровождения карьеры выпускников, но пока такого прогноза нет, вузам приходится самостоятельно выбирать наиболее перспективные направления подготовки специалистов.

    Сейчас университеты ориентируются на данные Прогноза научно-технологического развития РФ на период до 2030 года, составленного по заказу Министерства образования и науки России. Мы предполагаем, что до 2020 года в Москве по количеству будут наиболее востребованы специалисты с высшим образованием, занятые в оптовой и розничной торговле, транспортной сфере, операциях с недвижимостью и финансовой деятельности. Менее востребованными по количеству, но с быстро растущими темпами спроса на услуги в столице будут специалисты гостинично-ресторанного бизнеса и государственного управления. Также увеличится потребность в специалистах в сфере образования.

    Особенность современного экономического образования в России в том, что, с одной стороны, вузы в состоянии дать студентам самые современные теории, основывающиеся на результатах передовых исследований, отраженных в российских и зарубежных научно-исследовательских публикациях, а с другой стороны - слабое использование результатов этих исследований на практике, недостаточно высокая экономическая и управленческая квалификация руководителей или собственников предприятий, предпочитающих использовать менее эффективные, но более знакомые им методы. Да и далеко не все преподаватели вузов сами имеют опыт практической реализации тех теоретических положений, которые преподают. Связь экономической науки и практики, увеличение прикладного характера вузовских исследований - важная задача системы высшего экономического образования.

    При определении перспективных направлений подготовки студентов экономическим университетам важно учитывать, какие профессии в ближайшие 5-10 лет будут востребованы в таких сферах, как маркетинг и логистика, ИТ, финансы, менеджмент, право, образование. По результатам исследования "Форсайт Компетенций 2030", проведенного Московской школой управления "Сколково" и Агентством стратегических инициатив, самыми востребованными будут профессии: маркетолог энергетических рынков, оператор кросс-логистики, персональный бренд-менеджер, оценщик интеллектуальной собственности, менеджер фонда прямых инвестиций в талантливых людей, проектировщик индивидуальной финансовой траектории, менеджер по управлению онлайн-продажами, менеджер портфеля корпоративных венчурных фондов.

    Под влиянием технологий традиционные профессии трансформируются, и в ближайшие годы будут все больше цениться специалисты, работающие на стыке информационных технологий и науки: архитектор информационных систем, дизайнер интерфейсов, архитектор виртуальности, аналитик больших данных, специалист по искусственному интеллекту. Помимо технологий значительное влияние на формирование перспективных профессий для экономистов в России оказывает рост общественного потребления благ, включая услуги, формирование рыночной инфраструктуры, глобализация экономики, демографические процессы, так что достоверно определить контуры будущих профессий достаточно сложно.

    Слияние экономических вузов может способствовать решению задач по прогнозированию наиболее востребованных специальностей. Объединенный вуз может стать базовым в сфере экономического образования. Приоритетными целями объединенного университета должно стать обеспечение высокого качества экономического образования и научных исследований, которые лежат в основе формирования человеческого капитала. Кроме того, такой формат взаимодействия университетов может повысить конкурентоспособность российского образования на мировом рынке с помощью создания и внедрения передовых типовых моделей, программ, информационных технологий и решений в области экономического образования.

    Основными задачами объединенного экономического университета должны стать разработка и внедрение инновационной модели образовательной и научно-исследовательской деятельности, модернизация образовательных программ с учетом личных интересов и потребностей студентов.

    Для подготовки специалистов, которые будут востребованы на рынке через десять лет, нужно развивать требовательное и прагматичное отношение студентов и преподавателей к качеству образования. Вузам также нужно повышать социальную направленность образовательного процесса, создавая условия для инклюзивного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и старшего возраста. Еще одним важным элементом построения нового формата образования должна стать популяризация среди молодежи научно-образовательной, творческой и предпринимательской деятельности. Приоритетными направлениями исследований для объединенного университета должны стать такие сферы, как участие государства в экономике, развитие предпринимательства, совершенствование системы статистических исследований и статистической базы, качество и безопасность потребительских товаров. Отдельное внимание стоит уделить развитию теоретической и прикладной информатики, управлению образованием и экономике образования.

    Важным результатом объединения станет возможность использовать конкурентные преимущества вузов, вошедших в состав объединенного университета: высокоэффективная модель организации экономического образования, применение технологий электронного обучения, использование интеллектуальных информационно-коммуникационных технологий в научных исследованиях и патентно-правовом сопровождении результатов научно-технической работы.

    Поделиться