09.07.2015 13:21
    Поделиться

    Ярославская родословная признана лучшей книжной серией

    "Библиотека ярославской семьи" признана лучшей книгой 2014 года, способствующей развитию регионов. Об этом объявили на фестивале "Книги России", который прошел недавно на Красной площади в Москве.

    Многотомник, выпущенный рыбинским издательством "Медиарост", ранее стал лауреатом всероссийского конкурса региональной и краеведческой литературы "Малая Родина" и получил гран-при международного конкурса "Лучшая научная книга в гуманитарной сфере - 2014".

    Об этом издании в Ярославской области сегодня говорят больше, чем обо всей остальной продукции региональных издательств. Как краеведческому сборнику удалось "завладеть умами", рассказывает директор "Медиароста" Виталий Горошников.

    Виталий Владимирович, краеведческая литература специфична. У нее есть свой читатель, но массовым его, конечно, не назовешь, а, судя по наименованию серии, вы рассчитывали именно на массовость. И, оказалось, правильно делали - до каждой ярославской семьи вы пока не достучались, но рекорд по продажам уже установили. Кому принадлежит счастливая идея выпустить краеведческое "собрание сочинений"?

    Виталий Горошников: Около пяти лет назад я как издатель задумался над тем, что на книжном рынке почему-то не существует такого явления, как краеведческая серия. Тогда и было решено сделать "пробный шар". Откровенно говоря, я думал, что это будет достаточно простая вещь, что мы соберем команду на каждый из двадцати томов и за год параллельно все их выпустим. Содержание томов было очевидным, и мы полагали, что надо будет просто сделать компиляцию из того, что раньше уже выходило, что-то получить из музеев, архивов, обработать под формат, подобрать фотографии… Но когда реально начали делать, поняли, что быстро не получится - слишком много проблем.

    Каких, например?

    Виталий Горошников: Специалистов, способных действительно хорошо сделать текст, очень немного. Мы собрали большую команду, привлекли сотрудников ведущих вузов, музеев, архивов, библиотек, краеведческих обществ. Но в целом тексты получались очень разного уровня, подчас откровенно плохие. Приходилось сталкиваться с плагиатом, скучными, "зубодробительными" вещами, которые читать вообще невозможно, а также с огромным количеством недостоверной информации. Из 200 человек, привлеченных к работе над текстами, 40 - доктора и кандидаты наук, часть из них стали научными редакторами издания. И вот когда они посмотрели готовые материалы, оказалось, что многое надо переделывать. А поскольку мы изначально планировали сделать качественное, хорошее издание, пришлось все начинать по новой, шлифовать, оттачивать. У нас принято относиться с каким-то придыханием к тем, кто делает книги по истории, культуре и так далее. Но внятный анализ того, что выпускается, показывает, что часто книги-то плохие. Текст написан тяжело и скучно, на непонятном "птичьем" языке. Мы этого не хотели.

    К скучным ваше издание точно не относится. Статус "многотомная серия", который ассоциируется с чем-то очень увесистым и тяжелым, для него даже как будто великоват, потому что средняя толщина ваших томов - 120 страниц. Почему не 200, не 300?

    Виталий Горошников: Мы решили, что наша целевая аудитория - семья. То есть надо было сделать так, чтобы какой-нибудь 8-9-классник, не отличник и не увлекающийся историей и краеведением, мог эти книги читать и понимать, и ему было интересно. А с другой стороны, если эту книгу возьмет профессор, доктор наук, специализирующийся на конкретной теме, - чтобы его там ничего не раздражало. Чтобы с научной точки зрения все было выполнено ответственно. Сложно сделать такой продукт, но мы все тщательно продумали: объем текста и соотношение его с количеством иллюстраций, длину глав, количество знаков и страниц - мы почти математически все высчитывали. Плюс очень качественная полиграфия и фотографии. Долго искали формат, но остановились на размере 21 на 25 сантиметров, потому что он показался самым оптимальным: такую книгу человек, не напрягаясь, прочитает за три вечера. Есть люди, которые одолеют ее за три часа, но мы ориентировались на среднего читателя, не готового сегодня тратить 5-10 вечеров на, предположим, "Животный мир Ярославской области". Но два-три вечера он, возможно, потратит.

    Ярославцы были коммуникабельными людьми, потому что жили на перекрестке торговых путей

    Сколько уже выпущено томов и удивила ли эта краеведческая серия лично вас хоть чем-нибудь?

    Виталий Горошников: Выпущено 18 томов, всего пока будет 23, хотя изначально планировалось сделать 20. Удивляться же тому, как мало мы знаем о своем родном крае, приходится постоянно. Ярчайший пример - последние три тома "Деревни и села", вышедшие буквально на днях. Мы собирались сделать один том, предполагая, что этого будет более чем достаточно, ведь ярославская история и культура - это прежде всего история и культура тысячелетних городов. Но материала оказалось настолько много, что мы его собрали, систематизировали и… обалдели - так интересно получилось. Думаю, что этот трехтомник в некотором смысле даже изменит общую картину под названием "Ярославская область". Потому что сельская история и культура оказались сопоставимы с историей и культурой городов, а так ведь вообще никогда не думали.

    А что такое "ярославский характер"? В томах о традициях, реках, озерах, городах, храмах примерно знаешь, что найдешь, но характер? Неужели ярославский расторопный мужик "наследил" в истории на целый том?

    Виталий Горошников: А вот представьте. Эту книгу написал известный в нашей области культуролог, историк и краевед Ярослав Смирнов. Он долго работал в Ярославском госархиве, сейчас - в музее "Ростовский кремль", и за время своей работы в этой сфере собрал огромное количество наблюдений этнографов, писателей, путешественников XVIII, XIX и начала XX веков о том, какие ярославцы, как они себя ведут, какое у них мировосприятие, мироощущение, привычки, в чем они преуспели. От классической фразы Гоголя про расторопного мужика до каких-то редких источников. Все это было суммировано, обработано и очень интересно, доступно написано. Там масса фактического материала. Например, оказывается, было время, когда ярославские "крышевали" питерских. Огромные диаспоры выходцев из Ярославской губернии жили и работали в Петербурге, им принадлежало большинство торговых мест в Гостином дворе. Или, например, выходцы из села Вятского, выражаясь современным языком, "держали" в Петербурге весь бизнес, связанный с промышленным альпинизмом: они делали кровли и фасады на Невском и Литейном проспектах. Но одна вещь меня просто поразила. Ярославцы были коммуникабельными людьми, потому что жили на перекрестке торговых путей. И многие зарабатывали на жизнь тем, что в портовых городах Российской империи занимались переводом с иностранных языков. Это делали… крестьяне из Даниловского и Любимского уездов. Один из таких переводчиков даже сотрудничал с журналом "Отечественные записки". А выходец из бедной крестьянской семьи Ярославской губернии Александр Березин в XVIII веке вообще стал петербургским городским головой.

    На 23-м томе вы точку наверняка не поставите. В столе уже есть что-то новое?

    Виталий Горошников: Мы сейчас четко понимаем, какие еще семь томов можно выпустить. Уже написан том "Экономика Ярославского края. 10 веков истории" - о том, как люди зарабатывали себе на жизнь тысячу, семьсот, двести лет назад. Очень интересное исследование. Будет блок, связанный с искусством - литературой, музыкой, изобразительным искусством. Почти написан том о спорте. Есть идея сделать сборник "Подземная Ярославия" - о находках палеонтологов, геологов.  В общем, планов много.

    Другие регионы интересовались вашим опытом?

    Виталий Горошников: В Москве на фестивале "Книги России" другие регионы приходили и тщательно снимали на фото и видео наши стенды и книгу. Но предложения о сотрудничестве тоже уже есть. Нас пригласили Тюмень, Челябинск, Курган, сейчас ведем с ними переговоры. В конце прошлого года наше издательство заключило крупный контракт с правительством Белгородской области, и в декабре должны выйти первые пять томов "Библиотеки белгородской семьи". У нас вообще есть идея сделать такую серию главным брендом регионального книгоиздания.

    Ключевой вопрос

    Вы составили своеобразную родословную целого региона. Реакцией на нее земляков довольны?

    Виталий Горошников: Конечно. Благодаря поддержке областного правительства книги серии были закуплены для школ и библиотек и реально пущены в оборот. Учителя проводят по ним открытые уроки. 50 тысяч томов куплено в розницу - это невероятно много для краеведческой литературы. А значит, все эти люди откроют для себя землю, на которой живут. У меня есть знакомые - образованные, предприимчивые, активные люди, часто бывающие за границей. Живут в Рыбинске, но никогда не были на тутаевском левом берегу, толком не были в Ростове, в Углич на экскурсию ездили только во время учебы в школе. Когда я им показывал и рассказывал какие-то вещи, они просто были в шоке. Более того - пришли к выводу, что во Флоренции не лучше. Это только кажется, что на своей малой родине нет ничего интересного. Есть. Поэтому надеюсь, что эта серия подвигнет многих моих земляков к, так сказать, ментальной "колонизации" собственной земли. Даже я, в общем, хорошо представляющий область, издав эту серию, узнал, что у нас только крупных озер - больше восьмидесяти. Я много куда после этого съездил и посмотрел. У меня есть хобби - я каждое лето стараюсь переплывать 3-5 новых рек. Теперь у меня есть руководство к действию.

    Справка "РГ"

    "Библиотека ярославской семьи" - многотомная книжная серия, описывающая все культурное, историческое и природное многообразие Ярославской области. По мнению авторов проекта, в этих книгах содержится "генетический код" ярославцев, объясняющий их отношение к миру, жизни и себе.

    Поделиться