07.07.2015 00:45
    Поделиться

    Через Новороссийский порт перевезли полтора миллиарда тонн нефти

    На днях на черноморском нефтеналивном терминале "Шесхарис" на танкер "Сигнал Пума" была отгружена юбилейная, полуторамиллиардная тонна нефти. Чтобы перевезти такое количество сырья по железной дороге, понадобилось бы 25 млн стандартных цистерн! А первая тонна нефти с этого перевалочного комплекса (ПК) ушла на экспорт в Италию еще в октябре 1964 года.

    Погрузка юбилейной тонны стала знаковым событием для компании "Транснефть" и ее дочернего общества "Черномортранснефть", и для Новороссийского морского торгового порта (НМТП), который в июле этого года отметит 170-летие со дня основания.

    По экспертным оценкам, мощности по перевалке нефтеналивных грузов российских портов Азово-Черноморского бассейна составляют сейчас около 165 млн тонн в год, уступая лишь портам Балтийского бассейна (188 млн тонн), но имеют хорошие перспективы развития. Так, уже в I квартале 2015 года здесь произошел скачок отгрузки на экспорт до 23,7 млн тонн против 17,8 и 18,5 млн соответственно за первые три месяца 2013 и 2014 годов. Как сообщил гендиректор НМТП Султан Батов, на фоне некоторого снижения объемов перевалки сырой нефти порт планирует обеспечивать положительную динамику перевалки углеводородов - за счет роста объемов отгрузки продуктов переработки нефти.

    Так, в нынешнем году в НМТП планируется перевалить почти 20 млн тонн нефтепродуктов, а к 2020 году взять планку в 30 млн тонн. Причем рост объемов налива в порту произойдет именно на ПК "Шесхарис" (всего в НМТП три наливных терминала) благодаря проводимой там модернизации и техническому перевооружению. Как рассказал гендиректор компании "Черномортранснефть" Александр Зленко, с 2015 по 2025 год на обеих площадках ПК ("Грушовая" и "Шесхарис") будут реконструированы 47 производственных объектов. Сейчас там ведется строительство четырех резервуаров объемом по 30 тыс. кубометров каждый, и к окончанию работ емкость резервуарного парка увеличится практически в полтора раза - с 1188 до 1580 тыс. кубов. Также проводится реконструкция инженерно-технических средств охраны, системы пожаротушения, систем управления и автоматики.

    "Комплексная реконструкция ПК "Шесхарис" с учетом реализации проекта "Юг" обеспечит выполнение поручения президента РФ по перенаправлению экспортных поставок дизельного топлива российского производства с зарубежных портов в порты России, а также позволит осуществлять перевалку нефти и нефтепродуктов (дизельное топливо, мазут, бензин) суммарным объемом более 40 млн тонн в год", - подчеркнул Александр Зленко.

    Пока же большая часть экспортного потока светлых нефтепродуктов отгружается через балтийские порты Вентспилс (Латвия), Санкт-Петербург, Высоцк и Приморск (Россия), имеющие соответствующие перевалочные мощности. Под них в свое время была создана и система нефтепродуктопроводов, стартующих от крупных отечественных НПЗ. Проект "Юг", предусмотренный генсхемой развития нефтяной отрасли до 2020 года, призвал эту традицию изменить и создать трубопроводную систему для увеличения объемов экспорта российских продуктов нефтепереработки с Черноморского побережья.

    Реализация проекта "Юг" назрела давно, считает заместитель вице-президента - директор департамента транспорта, учета и качества нефтепродуктов компании "Транснефть" Владимир Назаров. Проект, реализовать который необходимо до 2020 года, предполагает наличие современного магистрального нефтепродуктопровода (МНПП) от Новороссийска до самарских нефтеперегонных заводов, возведение 9 новых нефтеперекачивающих станций (НПС) и реконструкцию 5 действующих. Общая длина артерии составит примерно 1350 км.

    Проект будет реализован в три этапа. На первом, который должен быть завершен в 2016 году, на участке Тихорецк - Новороссийск необходимо проложить 91 км новых труб и заменить 244 км уже существующих трубопроводов, реконструировать 4 НПС, увеличив мощность участка до 6 млн тонн дизельного топлива в год. Инвестиции компании на этом этапе составят около 9,8 млрд руб.

    На втором этапе до 2018 года должны быть обеспечены поставки ДТ в том же объеме на участке Волгоград - Тихорецк. Для этого необходимо построить 495 км линейной части, 2 НПС и выполнить ряд других работ. Инвестиции ориентировочно составят 11,7 млрд руб. Ну а после завершения третьего этапа - строительство МНПП Самара - Волгоград - артерия сможет принять до 11 млн тонн солярки в год.

    Помимо увеличения отправки светлых нефтепродуктов на экспорт через черноморские порты, реализация проекта "Юг" поспособствует увеличению поставок нефти на Афипский, Краснодарский, Ильский НПЗ, считает руководитель управления стратегического развития компании "Транснефть" Расим Мингазетдинов. В суммарном объеме рост поставок трем заводам по магистральному нефтепроводу (МН) составит к 2020 году 19,3 млн тонн против 2,1 млн тонн в 2012 году, при этом поставки железнодорожным транспортом снизятся соответственно с 7,3 до 0,7 млн тонн. Плюс строительство МН от НПС "Тихорецкая" до Туапсинского НПЗ снабдит последний нефтью в объеме 12 млн тонн вместо нынешних 6,6 млн. Профинансируют строительство необходимых мощностей для увеличения объема поставок нефти по МН на упомянутые заводы их собственники.

    "Развитие системы нефтепродуктопроводов "Юг" будет способствовать увеличению переработки нефти на территории России и росту объема экспорта дизельного топлива отечественного производства, - подчеркнул вице-президент "Транснефти" Михаил Маргелов, - что очень важно для эффективного функционирования промышленной инфраструктуры Южного федерального округа".

    Поделиться