07.07.2015 00:40
    Поделиться

    Социальное предпринимательство стало новой идеологией бизнеса

    Социальное предпринимательство становится новой идеологией бизнеса
    Социальное предпринимательство сегодня уже можно рассматривать как новую идеологию предпринимательской деятельности, нацеленную на решение социальных задач, но базирующейся на рыночных ценностях. Решая социальные задачи, такой бизнес сталкивается со всеми проблемами, присущими обычным предпринимателям. И главные из них - отсутствие определения и нехватка средств.

    Проблему кредитования социальных предпринимателей пытается с помощью микрофинансовых организаций (МФО) решить Центробанк. Увеличение микрозаймов, "поощрительных режимов", а также развитие системы рефинансирования должно простимулировать развитие МФО - основных поставщиков кредитов для социальных бизнесменов. Разрабатываемый по поручению правительства РФ совместный проект Центробанка, минэкономразвития и минфина предполагает увеличение суммы микрозайма для микрофинансовых организаций с 1 млн до 3 млн рублей. Кроме того, кредитование социальных предпринимателей станет доступнее после принятого Госдумой закона о создании Федеральной корпорации по развитию бизнеса, также включающего в себя поправку о микрофинансовых организациях. "Для них должны быть установлены так называемые "поощряющие режимы", в том числе режимы регулирования с нашей стороны", - заявил начальник Главного управления рынка микрофинансирования и методологии финансовой доступности Банка России Михаил Мамута в Торгово-промышленной палате (ТПП) РФ. Развитие системы рефинансирования, то есть возможность получения в Банке России специальных средств, в том числе по льготным ставкам, также должно оказать поддержку социальному предпринимательству.

    По мнению директора Центра социального предпринимательства и социальных инноваций НИУ ВШЭ Александры Московской, поощрительные режимы для социального предпринимательства должны быть выработаны после выявления поля деятельности социально ориентированных бизнесменов: "В любом случае, раз мы имеем разнообразное поле агентов, которые могут называться социальными предпринимателями, о каком-то едином режиме поощрения, мне кажется, говорить рано. Для того чтобы мы вышли на единый режим поощрения, необходимо, чтобы мы изучили это поле. Изучение поля предполагает, что нужно по общим критериям, а не только по тем, что только коммерческие организации, но и неформально некоммерческие организации, сюда попали".

    Председатель Комитета по корпоративной социальной ответственности Ассоциации менеджеров России Игорь Соболев полагает, что нужно менять подходы банковского сообщества для всех зарабатывающих организаций, даже если они существуют в некоммерческой форме. Банки должны научиться видеть за некоммерческой формой организации успешно работающую бизнес-модель. Социально-предпринимательский подход, основанный на зарабатывании средств и стремлении к самоокупаемости, должен сделать социальных предпринимателей привлекательными объектами кредитования для банков, считает Игорь Соболев. Кроме того, по его мнению, в российской правовой системе необходимо ввести гибридную форму организации, включающую в себя преимущества как коммерческого, так и некоммерческого предпринимательства.

    "У нас в Гражданском кодексе записано, что либо организация некоммерческая (с социальными целями), либо она коммерческая (с целью извлечения прибыли) и иного не дано, - отмечает Игорь Соболев. - Вместе с тем становится очевидным, что такой подход стремительно устаревает. В развитых и развивающихся странах гибридные формы позволяют, сохраняя преимущества НКО по привлечению пожертвований и волонтеров, формировать также круг инвесторов, которым в обмен на инвестиции в смешанную организацию, предоставляются реальные права по участию в корпоративном управлении и контролю за использованием инвестиционных вложений".

    Поделиться