06.07.2015 21:09
    Поделиться

    Леонид Радзиховский: Политики ждут звонка на "большую перемену"

    Очередной политический сезон заканчивается. Рискну предположить, что депутаты ГД/СФ и организаторы ТВ-полит-шоу с нетерпением ждут долгожданного звонка на большую перемену июля-августа. Люди устали от трудов и нуждаются в отдыхе.

    В сезоне 2014 - 2015 законодательная машина, разумеется, крутилась исправно, но вспомнить какие-то особо важные законы или иные действия публичных политиков довольно трудно. Пожалуй, одно из эффектных решений вдруг было принято недавно - перенос единого дня голосования (выборы ГД-7, а также местных властей разного уровня) с декабря на сентябрь 2016-го. Причины этой "рокировочки" для меня не совсем понятны. Официальная версия - пусть новая Дума и примет бюджет, и отвечает за его исполнение - не кажется исчерпывающей (как же раньше этого не было, и ничего - как-то жили?), но в ней есть хоть какая-то логика. А вот рассуждения "византийских политологов" о том, что эта "адская хитрость" сделана, чтоб явка на выборах была пониже и удалось провести побольше "провластных кандидатов", а главное не пропустить кандидатов "опасных для власти" - эти рассуждения искренне удивляют. КТО же эти "опасные для власти кандидаты"? Системная оппозиция? Ну чем она "опасна" для власти? Совсем наоборот, это просто дополнительная степень защиты, "резерв командования". Во всяком случае никаких принципиальных конфликтов в последней Думе вообще не было.

    Может, в Думу "в сентябре" могли попасть новые "внесистемные" партии? Да нет таких РЕАЛЬНЫХ (т.е. с деньгами, оргвозможностями) партий ни "сентябрьских", ни "декабрьских". Закон, практика проведения выборов, главное, настроение избирателей - все это делает абсолютно невероятным появление в Думе "пятой колонны" кроме четырех имеющихся. Что касается отдельных одномандатников, то возможно, что 3 - 4 "не совсем ручных" и проскочат в Думу... Могут попасть и в декабре, и в сентябре. И? В чем проблема-то? Какое влияние в Думе имеет депутат вне партии? Никакого. Будь он хоть сам Дантон - никто его слушать не будет, а уж тем более ни один предложенный им закон никогда не примут.

    В общем, много шума из ничего. Впрочем, и само это решение не имеет большого значения - ну какая разница, в каком месяце пройдут выборы, партийный итог которых ясен на 90%, а политический на 100%? Но тут хоть действие есть. Другие "новости сезона" прямо имитационные вроде возможного московского референдума "о приходе Каменного Гостя" или обсуждения правовых аспектов отделения Прибалтики в 1990 -1991 ("назад родятся" или как?).

    Как в Думе, так и среди избирателей единство взглядов, что выражается в рейтинге Путина

    Все эти "сюжеты для небольшого рассказа" показывают, что главная интрига, чем бы заменить реально отсутствующую интригу. Полная бесконфликтность, нет даже "борьбы хорошего с прекрасным". Как в Думе, так среди избирателей единство взглядов, что выражается в рейтинге Путина. За год рейтинг не просто устоял на фантастическом уровне (86% одобрения), но сумел еще подняться до 89%. Рост вроде и невеликий, но это как с олимпийскими рекордами - после какой-то цифры каждый новый грамм на штанге поднять труднее, чем 10 кг в начале. И это в ситуации если и не "кризиса", то уж точно экономического спада. В общем, подъем настроения (его фиксируют и по другим опросам) показывает: общественное бытие и общественное сознание автономны друг от друга.

    В течение этого сезона политические страсти кипели не в парламенте, а в ТВ, в ток-шоу, популярность, а главное, идеологическое значение которых резко выросло. Почти все ток-шоу были про ситуацию на Украине - вот эта ВНЕШНЯЯ геополитическая интрига с успехом заместила споры о ВНУТРЕННИХ политических и социальных вопросах. Больше того. На каждом таком шоу в свою очередь имитировалась маленькая "гражданская война", ведь один из обязательных участников "плохиш-либерал" (как правило хорошо "понимающий свой маневр" в общей постановке), с которым не столько спорят, сколько его "обличают". Так возникает "движуха в студии", отчасти заменяющая политическую жизнь. Вообще ВНЕШНИЙ КОНФЛИКТ, который в нашем обществе воспринимают как противостояние России с США, стал главной пружиной политики (главной заменой внутренней политики). К этому конфликту широкая публика психологически тоже относится как к шоу - не то "геополитическая коррида" (где США видятся, понятно, быком), не то "футбол на украинском поле"... Очень удобно: усилий от зрителя не требует, а кураж дарит. Эмоция "бодрящего противостояния" в определенной мере стала системообразующей для общественного сознания, связала одной ленточкой "политических болельщиков за наших".

    Внешний конфликт, который в нашем обществе воспринимают как противостояние России с США, стал главной пружиной политики

    "Антиамериканские скрепы" общества имеют свою цену. Традиционный раскол "двух Россий" заострился. "Единство общества" в наше время специфическое - с одной стороны единство 90%, с другой - единство противостоящих им 10%. Нет, я бы по совести не назвал людей агрессивными - политические разногласия не конвертируются в бытовую агрессию, тем более в "холодную гражданскую войну". В жизни люди спокойные, мирные часто расслаблены. Но даже виртуальное идеологическое противостояние "немножко беременно" опасными столкновениями. Об этом напоминает и, увы, самое громкое событие уходящего сезона - убийство Бориса Немцова. Недавно в СМИ вдруг попали откровения "киллера-патриота", который объяснил, что с бОльшим удовольствием, чем Немцова, он убил бы только Обаму... Но какими бы ни были подлинные мотивы заказчиков этого политического убийства, деление сограждан на "своих" и "врагов" старая болезнь нашего общества. И рецидивы могут привести к очень серьезным осложнениям - об этом тоже напоминает прошедший сезон.

    Поделиться