05.07.2015 19:45
    Поделиться

    Воронежцы сплясали под рокабилли из Луганска

    Грандиозный опэн-эйр в парке Рамонского дворца собрал около трех тысяч человек. Гости "Усадьбы Jazz" валялись на траве, читали стихи, плели венки, слушали соул, скэт и диско-фанк. А вечером устроили зажигательные танцы под буги-вуги от луганской группы "Директор Азовского моря".

    Популярный фестиваль прошел недалеко от Воронежа во второй раз. Прошлым летом организаторам стоило немалых трудов убедить дирекцию дворца Ольденбургской в том, что на один день людям надо разрешить сидеть на газонах. Вдобавок было прохладно, и характерная для "Усадьбы Jazz" непринужденная атмосфера образовалась не сразу. В этом году погода не подвела, наученные опытом зрители привезли пледы и раскладные стулья - десятичасовой семейный пикник удался.

    Кризис отразился на музыкальной программе: удалось привезти только одну зарубежную команду - швейцарское трио Vein, уже выступавшее в Воронеже несколько лет назад. Впрочем, новая порция качественного джаза от знакомого коллектива не разочаровала публику. Достойно показали себя местные проекты (Dixie-Alex-Band, "ЭваЭва", "ЦЁЙ" и ученики ветерана воронежского джаза Игоря Файнбойма) и московская соул-певица Shoo (Шуня Балашова) - тоже бывавшая с концертом в столице Черноземья.

    Зато множество сюрпризов приготовили для публики воронежские бизнесмены - и еды, и сувениров, и развлечений было заметно больше, чем в 2014-м. В течение дня в парке выступали молодые поэты и создавали абстрактные картины живописцы из студии Алексея Загородных. Гости тихо-мирно играли в мяч и запускали фрисби, подаренные ВТБ24 (без которого, собственно, эта "Усадьба" не состоялась бы - другие крупные спонсоры в трудный год "легли на дно"). Дети расписывали эко-сумки, клеили открытки и украшались аквагримом. В отдельном шатре женщин преображали парикмахеры и визажисты - работа там кипела даже в сумерках, когда весь народ "отрывался" у стен дворца под оглушительную клубную музыку Guru Groove Foundation. Эту группу организаторы привезли по заявке воронежцев. Ее творчество не имеет, конечно, отношения к джазу и рассчитано на довольно непритязательный вкус. Однако гости фанк-дискотекой остались довольны.

    Хедлайнерами "Усадьбы Jazz" стали "Мегаполис" и известный джазовый вокалист Сергей Манукян. Лидер "Мегаполиса" Олег Нестеров представил саундтреки к фильмам, задуманным во время "оттепели" и не снятым из-за наставшего вскоре "застоя". Стихи Геннадия Шпаликова прозвучали под скрипку и электрогитару. В столице программу "Из жизни планет" играют на театральных сценах-трансформерах: музыканты сидят в кругу, зрители же как бы оказываются в их орбите. Рамонская версия была усеченной. Но, по мнению Нестерова, в переносе действа на открытую сцену была своя прелесть:

    - Я побывал в Рамони год назад и уже тогда подумал: "Вот бы здесь нашу программу сыграть!" Дворец Ольденбургской - это же хай-тек XIX века. И вот - случилось. Место "подкачивало", солнце как-то правильно падало, вырастали крылья… Мы же и играем о счастье, о том, что человека отрывает от земли. "Из жизни планет" - проект не ностальгический. Он как эстафетная палочка от 30-летних "шестидесятников" к современным 30-летним. В нем мы используем интуитивный подход, импровизируя и развивая темы так, как это могло быть тысячелетия назад, до изобретения музыкальных жанров и технологий.

    Знаменитый мультиинструменталист Сергей Манукян, которого критики в начале 1980-х окрестили "мастером скэта и джазовым певцом номер один", импровизировал в Рамони вместе с пианистом Валерием Гроховским и барабанщиком Артемом Федотовым. Мужского вокала в современном джазе в принципе не много, но Манукяна отличает еще и высокое мастерство. Он признался "РГ", что с равным удовольствием исполняет все что угодно:

    - Блюз, мейнстрим по типу диксиленда, latin-jazz - нет такого направления в джазе, которого бы я не играл. Иногда романсы пою, русские народные песни, эстрадную музыку, классику, этнические мелодии - не только своего народа. Во все мои альбомы входит цикл "Родные места". Это и Северный Кавказ (Сергей Манукян родом из Грозного. - "РГ"), и Сербия, и Архангельск. На Соловки приезжал пять раз, в шоке был - как всю жизнь там провел! Сегодня Шотландия мне родная - там дочка и внуки… Я не люблю деление на жанры: музыка - это уже приятно! Вот на шансон только ленивый бочку не катит. Но раз он существует, значит, трогает души. Знаете, я вырос в очень консервативной семье. Папа был прокурором - приговоры выносил, сажал людей. Однажды я его спросил: "А нельзя от преступников взять и избавиться разом?" Он сказал: "Каторжников надо жалеть и молиться за них". Может быть, шансон стоит исполнять культурнее… Но вы вслушайтесь в кантри, что там по поводу тюрем поется! И ничего, никто не умер. Между прочим, поп-музыка - самая правдивая на свете. Я, джазовый музыкант, создаю выдуманный мир, байки рассказываю. А поп-певцы описывают, как мы реально живем, что волнует молодежь: крутой мотоцикл, модный прикид, ништяк, бандиты, "бумер"… Да, им не хватает культуры, знания языка, чтобы сочинять более интересные тексты. Но они так видят мир.

    Музыкальный вкус Сергею Манукяну во многом привило советское радио - он обожал классику, знал некоторые произведения наизусть, подпевал и подбирал мелодии на фортепиано. А рано утром передавали джаз.

    - В школу к 7-30 меня будить было не надо - без пятнадцати семь я сам вставал, чтобы послушать джаз! Когда человек увлечен музыкой, у него хорошая дисциплина, - улыбнулся певец. - Так я в этот мир вошел и больше уже не выходил. Я сам себе голова - последний раз под чьим-то началом был в 1984 году. Мой Фонд развития джазового искусства - это я. Никаких спонсорских средств через него не прокачивается. Как-то раз в Ереване говорю организатору своего концерта: "Сколько же в твоей организации людей?" А он - серьезный мужик, большой бизнесмен - отвечает: "Двое: я и мой портфель". Так и у меня с фондом. То куплю книги, детям подарю. То дам бесплатный концерт для ребят, которые плохо видят. Вот и вся деятельность.

    Между выступлениями Манукяна и Guru Groove образовалась внушительная пауза. Одни использовали ее для общения и покупки последних деликатесов, другие отправились к малой сцене, где народ с упоением плясал буги-вуги. "Директор Азовского моря" - русскоязычная группа из украинского Краснодона - покорил воронежцев веселыми и аполитичными песнями про ЗИЛ, "Победу" и "я тебе кохаю".

    Ближе к ночи публика принялась осаждать бесплатные автобусы, предоставленные организаторами фестиваля. Если днем транспорт ходил почти пустым, то после 23-00, к ужасу уставших водителей, выстроились очереди. Пришлось делать внеплановые рейсы.

    Поделиться