03.07.2015 17:35
    Поделиться

    Почему скрипачи на конкурсе Чайковского остались без золота

    Как известно, в номинации "скрипка", несмотря на сильнейший состав участников, лауреата первой премии не нашлось. Итоговые решения жюри вызвали у всех вопросы. Мы попросили прокомментировать ситуацию членов жюри Бориса Кушнира, Максима Федотова, а также лауреата 3-й премии Павла Милюкова.

    Почему присуждены целых три бронзовых медали, а золотой - ни одной?

    Борис Кушнир: То, что у скрипачей нет первой премии, а третьих целых три, неудивительно при таком большом количестве членов жюри, у каждого из которых свое мнение. Для того, чтобы была вручена первая премия, свой голос определенному человеку должно отдать как минимум большинство. В нашем жюри такого не произошло, это случается на многих конкурсах: если один человек не набирает большинства голосов, первой премии нет. Не потому что кто-то играет хорошо, а кто-то плохо, просто у членов жюри могут быть совсем разные мнения. Хотя и среди исполнителей, не прошедших на третий тур, были достаточно сильные. То, что первой премии нет, нас волнует не меньше, чем вас, но что поделать… все мы хотели, чтобы первая премия была, однако большинства голосов не набрал никто. А то, что вручаются три бронзовых медали и одна серебряная, решилось голосованием, никакой дискуссии тут уже не было.

    Максим Федотов: Видите ли, как говорили на церемонии и маэстро Гергиев, и Денис Мацуев, в жюри много крупных, выдающихся музыкантов, все они очень разные. И хотя в нашем жюри царила хорошая атмосфера, и все мы контактировали легко, с удовольствием, в итоге мнения членов жюри оказались совершенно разными. Абсолютно противоположными. Почти каждый из кандидатов был кем-либо поставлен на первое место, ситуация сложилась практически тупиковая. Мы пытались пересмотреть ее несколько раз, потому что конкурс был очень сильный и в целом, безусловно, удался. По-моему, он удался уже с первого тура - и первый, и второй тур были очень сильными. Сожалею, что в финал прошли не все, кого я назвал бы сильнейшими. Мне жалко, что нет первой премии, и не могу сказать, что результаты меня устроили.

    Есть ли в жюри кто-нибудь, кого они устроили?

    Максим Федотов: Думаю, они не устроили никого. По моему наблюдению, это абсолютно компромиссное решение, - все разошлись во мнениях полностью. Но, что для меня очень важно, на конкурсе появилась когорта великолепнейших новых скрипачей, новых имен, новых трактовок. Я получил огромное удовольствие от игры большинства конкурсантов. Даже не прошедших в финал, даже не прошедших во второй тур. Огромное им спасибо! Конечно, у каждого члена жюри есть свои фавориты, в творческом плане, но что поделать.

    Не кажется ли вам, что Ю Джин Чан и Майю Кишима, награжденные специальными премиями "Лучшему участнику 2 тура, не прошедшему в 3 тур", заслуживали того, чтобы пройти в финал? Возможно, тогда конкурс скрипачей не остался бы без первой премии?

    Максим Федотов: Да, мне тоже это кажется странным, и результаты сами за себя говорят. Повторяю, в финал прошли не все, кого я хотел бы там видеть. Кроме того, участники конкурса и их оценки членами жюри от тура к туру развивались по-разному - кто-то один шел вверх с точки зрения успеха и отношения к нему жюри, кто-то другой удерживался на одном и том же уровне.

    Не показалось ли вам, что второй тур был сильнее третьего?

    Максим Федотов: В определенном смысле, может быть, да. И первый, и второй тур были очень сильными. Третий - совсем другой масштаб: большой зал, большой оркестр, принципиально другая обстановка. И, конечно, совсем другая задача: сыграть два огромных, труднейших концерта - фактически самоценную программу для выступления с оркестром в любом из крупнейших залов мира! И в финале все справились с этой задачей, прекрасно исполнили концерты, без потерь. Мне кажется важным, что среди финалистов - двое участников из России и две скрипачки корейского происхождения. Лично мне из них ближе Клара-Джуми Кан - феноменальное дарование. Замечательно себя показал Павел Милюков на всех трех турах - ярчайший представитель нашей отечественной школы. Я болел и за Гайка Казазяна, уже второй раз выступавшего на конкурсе. Очень порадовала меня Александра Конунова, очень талантливая скрипачка. Как видите, многим членам жюри понравился и самый молодой финалист Юй-Чень Цзэнь - он тоже прекрасно играл, но ему, на мой взгляд, не хватило того опыта трактовок, который был у некоторых более зрелых участников.

    Получается, согласно окончательному мнению жюри, он сильнее каждого из троих лауреатов бронзовой медали?

    Максим Федотов: Как я уже сказал, единого мнения не было вообще. Когда стало ясно, что по результатам голосования кандидата на первую премию у нас нет, мы стали голосовать за то, чтобы присудить три вторых, потом за то, чтобы присудить три третьих. Я был скорее за три вторых, но голосов за оба варианта оказалось почти поровну, увы. Конкурс - не только праздник, это еще и сложные будни членов жюри.

    Прямая речь

    Павел Милюков, скрипка, лауреат 3 премии XV Конкурса Чайковского:

    - Мне трудно судить о решении жюри, мы же не забиваем голы. Со сцены сказали очень важные слова, и я надеюсь, что их уловили многие музыканты, слушатели, наблюдавшие за конкурсом в нашей стране и не только: конкурс закончился, а музыкальная, концертная жизнь для кого-то начинается, для кого-то продолжается. Да, принять общее решение очень трудно, в жюри сидят большие музыканты, мнение у каждого свое, достичь того, чтобы оно совпало, почти невозможно. А еще труднее играть для таких людей, понимая, что в данную секунду они тебя оценивают. Но после конкурса для всех начинается новая история, у каждого своя. У меня, например, уже 3 октября в зале Чайковского будет концерт, от которого можно будет просто получать удовольствие. Мы не спортсмены, у которых главным достижением является медаль. Мы - те счастливые люди, которые могут и будут дальше дарить слушателям все больше и больше радости.

    Поделиться