Поделиться

    В Санкт-Петербурге обсудили вопросы импортозамещения в судостроении

    Береговая инфраструктура для новых ракетоносцев проекта "Борей" в пункте их постоянного базирования на Камчатке будет полностью готова к 1 октября 2015 года. Такой срок обозначил, отвечая на вопрос "Российской газеты", главнокомандующий ВМФ России адмирал Виктор Чирков, участвующий в работе Международного военно-морского салона в Санкт-Петербурге.

    Официальное открытие МВМС с участием вице-премьера Дмитрия Рогозина состоялось 2 июля. В этот же день была проведена и Военно-морская коллегия. Среди главных тем, которые обсуждались, были вопросы импортозамещения в отечественном судостроении. В первую очередь - замещения иностранных поставок в военном кораблестроении.

    Рогозин, в частности, отметил, что проблема появилась не в связи с санкциями, этот "порочный круг" формировался в течение последних 20-25 лет. Техническая документация на строительство кораблей составляется таким образом, что требует установки оборудования конкретных иностранных компаний - и участие российских производителей исключается еще на начальном этапе. В свою очередь отсутствие заказов влечет отсутствие средств на модернизацию, и сейчас износ оборудования на судостроительных предприятиях РФ составляет более 70 процентов. Все это приводит к повышению себестоимости и снижению конкурентоспособности отечественной продукции - и судостроители снова смотрят за границу. "Такой вот рукотворный парадокс", - заключил Рогозин.

    Сейчас правительство РФ уже предприняло первые шаги по исправлению ситуации. Так, при осуществлении госзакупок импортная продукция получает шанс только в том случае, если нет отечественных аналогов. Однако для судостроения, где в связи с оборонными интересами велика доля участия государства, в целях улучшения конкурентоспособности необходимо запустить механизм коммерциализации разработок. Участники заседания коллегии признавались, что даже не знают, могут ли они продавать заказчикам то, что представили на салоне, или это все-таки собственность государства. Наконец, третья часть проблемы - отсутствие типовых решений, что приводит к мелкосерийному производству, тем самым - снова к снижению конкурентоспособности российской продукции относительно иностранных производителей. Дмитрий Рогозин отметил, что похожая ситуация несколько лет назад имела место в космической отрасли: независимо друг от друга работали девять компаний, в то время как в более продвинутых в техническом отношении США - всего четыре. Объединить усилия российских производителей удалось через создание совета главных конструкторов.

    - Может быть, и здесь пойти по такому пути - не создавать концерны, а объединить людей, - предложил Рогозин.

    Что касается строительства, ввода в строй и последующей эксплуатации современных АПЛ, о чем был наш вопрос адмиралу Чиркову и заместителю министра промышленности и торговли Андрею Дутову, то здесь вопросы импортозамещения были принципиально решены еще до введения антироссийских санкций. Серийные ракетоносцы проекта "Борей-А", разработанные в ЦКБ "Рубин", и многоцелевые АПЛ четвертого поколения типа "Ясень-М" (конструкторское бюро "Малахит") строятся на "Севмаше" с использованием исключительно российских технологий.

    Поделиться