02.07.2015 21:00
    Поделиться

    XV Международный конкурс имени П. И. Чайковского назвал победителей

    Одно из самых знаменитых музыкальных событий в мире - конкурс имени Чайковского завершен. Три недели на сцены Московской консерватории, Московской и Санкт-Петербургской филармонии, Мариинского театра выходили романтики и виртуозы, мыслители и даже "гении". Всем, кто следил за программой XV конкурса имени Чайковского, запомнится его совершенно потрясающая музыкальная атмосфера и невероятно тяжелая конкуренция, какую только возможно представить в формате конкурсной борьбы.

    Главный сюрприз XV конкурса Чайковского преподнесли напоследок члены жюри. Оказалось, что конкурс, об исполнительском уровне которого говорили в самых превосходных степенях, не нашел претендента на 1-ю премию в номинации "скрипка". Удивило и распределение лауреатских званий в "фортепианной" и "виолончельной" номинациях. И хотя решения жюри всегда были самой дискуссионной частью конкурса Чайковского, на этот раз, казалось, "темных сюрпризов" удастся избежать. Членам жюри было предложено комментировать свои решения конкурсантам, а фото с их "нулями" и проходными "единицами" в листках голосования постоянно публиковались в соцсетях. По этим "отчетам" и можно было определить индивидуальные предпочтения. Но прогнозы не подтвердились. Почти все, на кого делались ставки в публике, попали во второй лауреатский ряд, а некоторые участники стали даже поводом для раздоров. Для читателей "Российской газеты" члены жюри XV конкурса Чайковского прокомментировали свои позиции.

    В вокальной номинации решения жюри при сложившемся финальном раскладе были достаточно предсказуемыми. На первую премию выдвинули солистку Академии Мариинского театра Юлию Маточкину, а у мужчин вперед вышел монгольский баритон Ганбаатар Ариунбаатар. Как сказал Михаил Казаков, бас, заслуженный артист России: "Для самих участников этот конкурс стал большим испытанием. Среди наших победителей - представитель из Монголии Ганбаатар Ариунбаатар. Он учился в Москве, работает в России. Это был уже сложившийся вокалист, умеющий держаться на сцене, ощутивший на своих плечах тот посыл, который виден благодаря залу. Победительница в женской группе - Юлия Маточкина - яркая представительница питерской школы. Она очень интеллигентная исполнительница, но мне показалось, что ее эмоциональные проявления несколько аскетичны. Московская школа, к примеру, требует намного больше эмоций и страстей. Среди членов жюри были разногласия в оценках. На мой взгляд, все нивелировала очень удачная система судейства: кровавых обсуждений, как это бывало ранее, мы не пережили. Все члены жюри расстались в дружеских отношениях".

    Члены жюри комментируют результаты XV конкурса имени Чайковского.

    Первую премию у виолончелистов присудили румыну Андрею Ионице, уверенно выступавшему на всех турах, а самый опытный участник, лауреат XIII конкурса Чайковского (2007 г.) Александр Бузлов, претендовавший на золото, остался с 3-й премией.

    Миша Майский, виолончелист:

    - Я начал слушать конкурсантов со II тура, и это было труднее, чем я ожидал, потому что уровень конкурса оказался исключительно высоким, просто на редкость высоким! Практически все 12 полуфиналистов могли участвовать в III туре. Ситуация была очень накаленной и оставалась невероятно напряженной до последней минуты. Мы, члены жюри, долго сами не могли понять, каков все-таки будет окончательный результат? А теперь для нас стало ясно, если посмотреть на весь конкурс в перспективе, - он подготовил нам некоторые неожиданные "сюрпризы". У каждого из 12 членов судейской команды было свое собственное видение, потом математический подсчет голосов дал результаты. Но мое мнение такое: я бы не дал ни четвертого, ни пятого, ни шестого места; я бы все три премии поделил на шестерых, хотя первое место не делится (смеется). У меня бы все получили медали, потому что эти музыканты - виртуозы. Они стояли так невероятно близко, что даже невозможно представить, до какой степени близко. Все держалось буквально на волоске и могло в каждую следующую секунду измениться, и тогда был бы совершенно иной расклад.

    Первая премия Андрей Ионица - просто великолепно сыграл Концерт Шостаковича в финале. Это, конечно же, и решило его судьбу. Александр Бузлов, которого я слышал и знал ранее, - исключительный виолончелист и музыкант. Остальных я узнал впервые, но все они - молодцы. Мне очень понравилась виолончелистка Сон Мин Кан из Южной Кореи. Она - интеллектуальный музыкант, что вызывает иногда противоречивую реакцию: многим она очень понравилась, а некоторым - наоборот. Но это, на мой взгляд, - хороший признак. Александр Рамм - потрясающий исполнитель с большим будущим. Молодой голландец Джонатан Роузман в 17 лет сыграл сложнейшую конкурсную программу, испанец Пабло Феррандес тоже талантливый человек. Поэтому, подводя итоги, я бы не хотел выделять кого-то одного. Все шесть премий - действительно замечательные исполнители.

    Скрипка. Почему не выбрали

    Результаты голосования скрипичного жюри удивили всех. Главной претенденткой на золото, по мнению зала, на всех этапах конкурса считалась Клара-Джуми Кан (Германия), но жюри вообще не присудило первую премию никому, а Кан переместили на 4-ю позицию. Зато скрипачам выдали три третьих премии, явно в поисках компромисса.

    Максим Федотов, скрипач и дирижер:

    - Как говорили на церемонии и маэстро Гергиев, и Денис Мацуев, в жюри много крупных, выдающихся музыкантов, все они очень разные. Почти каждый из кандидатов был кем-либо поставлен на первое место, ситуация сложилась практически тупиковая. Мы пытались пересмотреть ее несколько раз, потому что конкурс был очень сильный и, в целом, безусловно, удался. По-моему, он удался уже с первого тура - и первый, и второй тур были очень сильными. Сожалею, что в финал прошли не все, кого я назвал бы сильнейшими. Мне жалко, что нет первой премии, и не могу сказать, что результаты меня устроили. Думаю, они не устроили никого. Это абсолютно компромиссное решение, все разошлись во мнениях полностью. Но, что для меня очень важно, на конкурсе появилась когорта великолепнейших новых скрипачей, новых имен, новых трактовок. Я получил огромное удовольствие от игры большинства конкурсантов. Клара-Джуми Кан - феноменальное дарование. Замечательно себя показал Павел Милюков на всех трех турах - ярчайший представитель нашей отечественной школы. Я болел и за Гайка Казазяна, уже второй раз выступавшего на конкурсе. Очень порадовала меня Александра Конунова, очень талантливая скрипачка.

    Фортепиано. И первый, и последний - лучшие

    У пианистов был самый острый финал и самый неожиданный по своим результатам. Лауреатские звания получили в итоге все, кроме любимца публики - Люки Дебарга, которому после его выступлений скандировали до тех пор, пока не гас свет, и которого признала музыкальная критика, вручив ему свой приз - концерт в декабре 2015 года в Московском доме музыки.

    Борис Березовский, пианист:

    - Я безумно доволен первой премией. Это безусловное открытие, совершенно гениальный парень. И я искренне очень рад его успеху - он абсолютно заслуженный. Не рад я тому, что наш любимый француз Люка Дебарг, который должен был получить, по крайней мере, третью премию, а на мой вкус даже и вторую, был "задвинут". Но это, как ни странно, решение иностранных членов жюри. На них не повлиял даже такой весомый аргумент, что нужно уважать московскую публику, которая оценила Люку и встречала его с восторгом. На их взгляд, он - не профессионал. Если смотреть на его руки, то замечаешь это. Но когда ты слушаешь, этого не слышно абсолютно. Он замечательно играл на первом и втором турах! Финал, может быть, был чуточку слабее, но все равно это было хорошее исполнение. Тем более, он первый раз играл с оркестром, о чем все знают. Для меня лучшие в этом конкурсе заняли первое и последнее место.

    Денис Мацуев, пианист, народный артист России:

    - Разочарования происходят на любом конкурсе: всегда есть довольные и недовольные. Доволен только победитель. Мы обсуждали эту тему с Владимиром Фельцманом и с некоторыми членами жюри. Дело в том, что не существует идеальной системы оценки: ни баллы, ни суммы, ни схемы, ни система да-нет, которая, на мой взгляд, справедливее других, не дают единомыслия. Все музыканты в жюри разные, у всех свои представления, и каждый голосует так, как считает нужным. Я надеюсь, что списки голосования жюри опубликуют, и все увидят, кто и как голосовал. Скрывать нам нечего: никто никого не тянул, не ангажировал, не подговаривал. Но я уверен, что каждый из наших шести лауреатов станет глубочайшим музыкантом и найдет свое место на сцене, какую бы премию он ни получил. Все это полная чушь - третье, четвертое, даже первое. Хотя первое место - это бренд, это обязательство. Несколько лет ты должен выходить и подтверждать этот статус. Надеюсь, что у Дмитрия Маслеева это получится. Желаю ему успеха! А то, что касается Люки Дебарга, я уверен, что у него все будет хорошо. Когда я услышал его "Ночного Гаспара" и Метнера во втором туре, я сказал: это счастье, что такой конкурс у нас есть. И именно ради таких моментов мы работаем много лет на этот конкурс. Дебарг уже супергерой. Он здесь завоевал сердца слушателей, критиков. Он обязательно сюда приедет: я приглашу его на свои фестивали, Валерий Гергиев позовет на свои.

    В Астане я всегда говорю своим лауреатам, что все они теперь члены нашей команды. И здесь будет то же самое. Не только первого, но и всех других мы будем приглашать. Они все серьезные ребята. Десять миллионов человек их посмотрело, десять! Если бы в 1998 году на моем конкурсе Чайковского мы только бы представили, что нас посмотрело десять миллионов человек! Тогда у нас не было ни Интернета, ни мобильных телефонов и даже ни одного официального концерта от конкурса Чайковского. Поэтому мы говорим: они все - счастливчики! Все финалисты! И не думайте о том: четвертая, третья, вторая, первая премия. Завтра для них всех шестерых начнется новая история.

    прямая речь

    Дмитрий Маслеев, пианист, 1-я премия XV конкурса Чайковского:

    - Я восемь лет учился в Московской консерватории и в аспирантуре у Михаила Петухова и со 2 курса стабильно готовился и ездил на разные конкурсы. Ездил с переменным успехом, но премий получал много, в том числе и первых. Потом меня пригласили в итальянскую Академию на озере Комо. Там были замечательные педагоги. Кроме того, у меня там появилась возможность сосредоточиться конкретно на работе и с утра до вечера заниматься. Если говорить проще, чтобы победить в конкурсе, я очень много занимался. И какой бы ни была усталость, а усталость невероятная на самом деле, руки мои всегда в форме. Концертов у меня было не много: за весь прошлый год - всего два. Один в Германии, другой - в моем родном городе Улан-Удэ. Я надеюсь, теперь что у меня будут концерты. И это большая, гигантская ответственность. Это еще и сложно, потому что это же не один концерт играть. Поэтому надо много сидеть и вкалывать. Но я очень надеюсь, что все будет хорошо. Конечно, на конкурсе у меня была удача какая-то, причем большая удача. И мы все не застрахованы ни от чего, это факт. Но я очень надеюсь, что и дальше эта удача будет. Мне помогала моя мама. Я мысленно собирался и посвящал ей свои выступления. Может, и поэтому моя несбыточная мечта, ну почти несбыточная, стала явью.

    Кстати

    Сегодня в Петербурге во время Гала-концерта лауреатов XV конкурса Чайковского назовут победителя Гран-при. Если, конечно, такого выберут среди трех лауреатов первой премии.

    Поделиться