01.07.2015 00:42
    Поделиться

    Определены основные проблемы импортозамещения в судостроительстве

    Разработка концептуальных проектов судов и морской техники для освоения месторождений нефти и газа на российском шельфе, новые проекты рыбопромыслового флота зависят прежде всего от перспектив развития отечественного судового машиностроения и приборостроения. В условиях санкций это сделать не просто, считают эксперты, но при этом предлагают ряд мер для снижения их негативного воздействия.

    Одним из главных направлений работы отечественного судостроения станет концентрация на заказах промышленности для освоения шельфовых месторождений. Как сообщил замминистра промышленности и торговли РФ Андрей Дутов, приоритетом развития российского судостроения является импортозамещение, производство высокотехнологичных, наукоемких судов и морской техники. Такой процесс обновления потенциала судостроительных предприятий России невозможен без опережающего развития судового машиностроения, где в настоящее время накопилось достаточно много нерешенных вопросов.

    Основная их часть связана прежде всего с отставанием общего уровня технологий и сокращением заказов на строительство коммерческих судов, что уже привело к снижению производства в несколько раз. Согласно экспертным оценкам, представленным на научно-экспертном совете Морской коллегии при правительстве РФ, уровень использования мощностей на предприятиях составляет 25-30 процентов, а активная часть основных производственных фондов в судовом машиностроении имеет износ более 70 процентов. Сегодня мощностей предприятий-производителей и состояния основных средств производства не всегда достаточно для производства высокотехнологичного судового комплектующего оборудования. В результате удельная трудоемкость производства в подотрасли в 3-5 раз выше, чем за рубежом, а продолжительность процесса производства в 2-2,5 раза больше.

    Причина низкой конкурентноспособности, по мнению президента Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексея Рахманова, во многом заключается в отсутствии долгосрочного планирования. "С каждым заказом мы должны ускоряться и в целом наращивать конкурентоспособность. И мы готовы давать нашим заказчикам хорошие предложения по ценам в том случае, если сможем договориться о более-менее понятной серии. Мы не говорим о сотнях или тысячах единиц в рамках серийной поставки, но, по крайней мере, речь идет о понимании подходов, в которых этот заказ нужно структурировать. Тогда мы тоже были бы конкурентоспособны", - подчеркнул он.

    Кроме того, на развитие судового машиностроения и приборостроения негативно влияет низкий уровень стандартизации. Сегодня номенклатура стандартов в области судостроения составляет порядка 2 тысяч документов, в числе которых и документы, стандартизующие судовое машиностроение, но при этом многие из них безнадежно устарели.

    Западные санкции не затронули возможности создания и серийного изготовления морской приборной техники

    В то же время в области судового машиностроения и приборостроения пробуксовывает и программа импортозамещения. Здесь отрицательным фактором является то, что сейчас без должного обоснования в документах, определяющих облик судна, строительство которого будет финансироваться государством, предусматривается использование конкретного оборудования с точным указанием марки и фирмы производителя, как правило, иностранного. Таким образом, исключается участие отечественных предприятий в подготовке строительства. Важной проблемой импортозамещения является так же трансферт технологий для создания и серийного выпуска определенного рода комплектующего судового оборудования и конструкционных материалов, таких, как газотурбинные установки, КИП и электронные модули, дизель-генераторы, подруливающие устройства, винто-рулевые колонки, отдельные виды резин и РТИ. Для освоения некоторых видов оборудования и материалов и внедрения их в производство необходимо проведение дополнительных опытно-конструкторских работ, для которых требуется финансирование, в том числе из федерального бюджета. И хотя в рамках ФЦП "Развитие гражданской морской техники" одновременно финансируются разработки новых типов судов и новых типов объектов судового машиностроения, однако в предлагаемых концептуальных проектах не предусматривается использование изделий отечественного машиностроения и приборостроения, разработка которых была успешно завершена, в том числе в рамках этой же программы.

    Это стало возможным и потому, что санкции не затронули возможности создания и серийного изготовления морской приборной техники, однако удорожание электронно-компонентной базы (ЭКБ) за счет изменения курсов валют повлекло удорожание систем и комплексов автоматизации. На состояние приборостроения сдерживающее влияние оказывает и то, что процесс создания российской ЭКБ не учитывает интересы приборостроительной подотрасли судостроительной промышленности. Кроме того, в приборостроительной подотрасли отсутствуют стимулирующие факторы для создания базовых комплектов узлов. Они смогли бы перекрывать сходные системные функции для различных приборостроительных концернов судостроительной отрасли для ее унификации.

    Системным интегратором управленческой, научной и производственной базы в развитии судового машиностроения на современном этапе, полагают специалисты, станет создание крупной научно-производственной интегрированной структуры судового машиностроения. Создание такого кластера планируется в Дальневосточном регионе. Так, к 2017 г. на базе владивостокского предприятия "Изумруд" может быть запущен пилотный проект производства подводной робототехники. Его планировалось создать в текущем году, но санкции отодвинули эти сроки. Как уточнил генеральный конструктор концерна "Моринформсистема-Агат" Георгий Анцев, лидером в этом проекте выступает регион, который заинтересован в объединении приборостроителей и судостроителей. По данным этого концерна, если в 2011 году участвовать в комплексном проекте освоения океана выразили готовность десять предприятий, то в конце 2014 года количество желающих перевалило за сотню.

    Очевидно, что оптимизация научно-исследовательских, опытно-конструкторских и производственных мощностей в рамках единой структуры будет напрямую способствовать созданию и внедрению на строящихся и проектируемых кораблях новых образцов конкурентоспособного унифицированного инновационного оборудования.

    Поделиться