30.06.2015 00:40
    Поделиться

    Антикризисный план правительства не решил проблему импортозамещения

    Десять лет потребуется российскому ТЭКу, чтобы избавиться от критической зависимости от импортного оборудования. Однако этот сценарий реализуется при условии оперативной поддержки государства. Пока же, по мнению участников форума InfoSpace, властям не только не удалось четко проработать меры по импортозамещению в своих антикризисных документах, но даже хотя бы убрать в действующем законодательстве нормы, которые прямо дают фору зарубежным поставщикам оборудования в сравнении с российскими предприятиями.

    Антикризисный план правительства уже был раскритикован сообществом нефтяников и газовиков именно в свете очевидной непроработанности в нем мер импортозамещения.

    - Правительству следовало бы в нем рассмотреть, что можно сделать сегодня в плане импортозамещения без больших капиталовложений, - отметил президент Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль. - Надо, во-первых, оценить, что можно сделать в нашей отрасли, как говорится, "здесь и сейчас". Второе - что мы можем сделать с небольшими затратами времени и средств. Третье - что можно сделать со средними показателями этих затрат - например, построить цех. Наконец четвертое - долгосрочные проекты, в частности, строительство нового завода. Весь этот комплекс задач наглядно показывает - решение вопроса импортозамещения - это достаточно длительный процесс. Но начинать действовать надо уже сегодня.

    В действующем законодательстве есть нормы, которые прямо дают фору зарубежным поставщикам оборудования в сравнении с российскими

    Генеральный директор Национального института нефти и газа Всеволод Кершенбаум обратил внимание на то, что современное оборудование нефтегазодобычи связано с сотнями, а порой и тысячами поставщиков. Вполне естественно, что у поставщика возникает искушение не вполне совершенный узел отечественного производства заменить зарубежным. При этом бирка на целом изделии стоит "Уралмаш" или ВЗБТ. Наряду с тем комплексным оборудованием, которое поступало и нынче функционирует в нефтегазовом комплексе, необходимо провести серьезную инвентаризацию тех узлов, которые являются функциональной составной частью отечественного оборудования, и целиком и полностью ориентировать машиностроителей на вопросы импортозамещения в части процессингового импорта. Критическая важность таких мер вызвана тем, что для того, чтобы обслуживать этот узел, необходимо следовать техническим условиям, которые сформированы зарубежными производителями. Любое отклонение от этих правил приводит к тому, что производитель перестает давать гарантию на нормальную эксплуатацию оборудования.

    - Мы попадаем не в технологическую зависимость, мы попадаем в технологическую кабалу, - заявил Всеволод Кершенбаум.

    Еще одно серьезное препятствие на пути реализации мер по импортозамещению - существующая в России с 2003 года, с введения закона о техрегулировании система национальных стандартов. Она практически полностью гармонизирована с международной системой ISSO.

    - В результате сегодня на поле наших нефтегазовых компаний скопилось 60% импортной техники от общего объема использования, - обратил внимание Всеволод Кершенбаум. - А есть подотрасли, где преобладание импортного оборудования достигает 80%. Для того чтобы обслуживать это оборудование в условиях санкций, мы обязаны воспроизводить в соответствии с западными стандартами или нашими гармонизированными стандартами те узлы, которые подлежат замене. Сейчас перед тем, как машиностроительное предприятие приступит непосредственно к изготовлению того или иного вида оборудования, оно должно быть полностью с точки зрения стандартизации гармонизировано с зарубежной практикой. И когда раздаются оптимистичные разговоры о том, что мы в состоянии за 2-3 года справиться с проблемой импортозамещения, - не верьте! Если задача в том, чтобы поставить на производство практически готовую, подготовленную документацией продукцию, - это год. Сделать цех можно за 2-3 года, завод - за 6-8 лет. Поэтому 10 лет - это минимально реальный срок для того, чтобы выйти на уровень самообеспечения. Вот те сроки, на которые мы должны рассчитывать.

    Директор по связям с государственными органами московского представительства Fortum Corporation Александр Павленко обратил внимание на низкое качество российского энергооборудования:

    - Безусловно, подавляющее большинство оборудования на наших объектах в России - импортное. На сегодня российские турбины неконкурентоспособны с иностранными, и у нас в основном задействовано оборудование концернов Siemens и Alstom. Во многом именно поэтому рисков по реализации наших проектов мы не видим. Это не просто нежелание взять наше оборудование, это нежелание потом терять на рынке. Дайте нам турбину 57% КПД и мы Siemens покупать не будем, возьмем нашу.

    Заместитель начальника департамента развития технологий производства электротехнического оборудования "ФСК ЕЭС" Георгий Колесник отметил, что целый ряд номенклатуры оборудования производится в России либо в крайне незначительных количествах, либо не производится вовсе. Компания еще в 2010 году разработала свою программу импортозамещения, реализуемую и сегодня. Как ни странно, в ее реализации обнаружились препятствия в самом российском законодательстве.

    - Мы как компания с госучастием подчинены в своей закупочной деятельности 223-ФЗ, который ориентирован на максимально открытые конкурентные процедуры закупок, - пояснил Колесник. - То есть никаких преференций, в том числе и отечественным производителям, о которых говорится в недавно принятом законе о промполитике, мы устанавливать не можем. И, если к нам приходит Siemens или Alstom и дают на 10% меньшую цену, мы вынуждены закупать оборудование, какие бы там отличные отечественные производители ни были. А крупнейшие мировые корпорации могут себе позволить на любом тендере выставить цену ниже, чем локальные компании, которыми по сути и являются большинство российских предприятий, для захвата рынка.

    Другая проблема - отсутствие понимания на нормативном уровне, кто такие отечественные производители. В том же законе о промполитике говорится, что это юридические лица, осуществляющие свою деятельность на территории РФ и удовлетворяющие ряду критериев. Но в чем содержание этих критериев - точного определения до сих пор нет. В Таможенном кодексе есть понятие продукции и понятие страны происхождения - это та страна, в которой продукция перед выходом претерпела достаточную переработку.

    - Что такое достаточная переработка - тоже не всегда понятно. Как ее считать, особенно для высокотехнологичной продукции? - вопрошает Колесник. - Мы предлагаем остановиться на четких, вычислимых показателях того, кто является отечественным производителем. Для нашего основного электротехнического оборудования мы такую методику подготовили, она достаточно универсальна и мы предлагаем закрепить нормативным актом использование этой или аналогичной методики. Главное, чтобы она была единообразна, позволяла сравнить между собой производителей и выдать некоторый критерий, кого из них мы относим к отечественным, а кого нет.

    Поделиться