25.06.2015 00:05
    Поделиться

    Денис Мацуев: Для меня концерт - это самое главное в жизни

    Денис Мацуев отметил 40-летие концертом в Кремле
    В эти дни в Москве и Санкт-Петербурге проходит XV Международный конкурс имени Чайковского.

    До финала остались считаные дни, и эксперты в один голос говорят: уровень конкурса в этом году феноменальный. Так же считает и победитель XI Конкурса Чайковского пианист Денис Мацуев, входящий в фортепианное жюри. Во время конкурса знаменитый музыкант отметил в Государственном Кремлевском дворце свое 40-летие. Об этом концерте, а также об особенностях конкурсной жизни состоялся наш разговор с артистом.

    Конкурс Чайковского проходит раз в четыре года. За это время что-то меняется в мире пианизма?

    Денис Мацуев: Я провожу международный конкурс молодых пианистов в Астане и на его примере могу сказать, что технический уровень молодых пианистов в последние годы взлетел на такую беспрецедентную высоту, которая еще 15-20 лет назад даже не снилась. Сейчас дети в 12 лет выходят на сцену и играют "Мефисто-вальс" Листа или Третий концерт Прокофьева, причем играют вдумчиво, глубоко. И это не случаи вундеркиндства, когда в 8-9 лет играют, а в 14-15 исчезают навсегда. Сейчас четко виден контур нового поколения пианистов. И на Конкурсе Чайковского мы уже видим, как значительно вырос уровень исполнителей, по сравнению с предыдущим конкурсом.

    Многих талантливых пианистов уже пришлось отсеять после 1-го тура?

    Денис Мацуев: Конкурсная несправедливость в том и состоит, что кто-то из очень талантливых всегда остается за бортом. Но раз уж мы играем в эту игру, надо принимать ее условия. Я всегда говорю: на конкурсах все субъективно. Конечно, если только не появится второй Ван Клиберн, который, как вышел тогда на сцену, так всем все сразу стало ясно - и Рихтеру, и Гилельсу, и Нейгаузу, и Шостаковичу. Он играл гениально, в рахманиновской манере пения инструмента. Клиберн был учеником Розины Левиной, выпускницы Московской консерватории. И он был настолько очарователен, что сразу влюбил в себя русскую публику. А это ведь происходило в разгар "холодной войны". Я допускаю, что его победа на Конкурсе послужила тогда точкой отсчета в угасании этой войны. И сегодня Конкурс Чайковского также служит источником позитивных новостей из России.

    Невзирая на политическую атмосферу, на конкурс приехали музыканты из Европы, Азии, Америки.

    Денис Мацуев: Более того, количество заявок на этот Конкурс Чайковского было беспрецедентным. Причин много, в том числе хорошие условия для музыкантов и большой призовой фонд: 100 000 долларов Гран-при, 30 000 - 1-я премия. Но главное - это перспективы для лауреатов. Вот звонит мне Юрий Хатуевич Темирканов и говорит, что обязательно возьмет лауреата 1-й премии в тур по Японии. И так почти каждый день: заявки на фестивали, концерты в Швейцарии, во Франции, в Германии, в Австрии.

    Несколько лет и речи не шло о том, чтобы лауреаты Конкурса Чайковского были нарасхват?

    Денис Мацуев: Да, когда я победил на конкурсе в 1998 году, мне как победителю организовали только один концерт в Японии. Но сегодня классическая сцена испытывает дефицит в молодых новых именах. Легенды заканчивают играть, уходят из жизни. Таких магических имен пианистов уже осталось на сцене где-то пять-семь. Например, Марта Аргерих, к которой я готов мчаться на концерт в любую точку мира. Конечно, легендой можно стать и в 16 лет, как Женя Кисин: он сыграл с Караяном, и о нем узнал весь мир. Но это исключительные случаи. А атмосфера Конкурса Чайковского - весь этот ажиотаж, наэлектризованность как раз связана с ожиданием: вдруг кто-то появится?

    Но конкурсы изнашивают музыкантов, они играют одни и те же программы, не развиваются.

    Денис Мацуев: Другого варианта заявить о себе сегодня нет. Правда, при современных технологиях ситуация может кардинально измениться. Уже на международной сцене появились несколько имен, которых узнали не по конкурсам, а благодаря Интернету. Но Конкурс Чайковского сегодня устроен так, что открывает победителям перспективы на ближайшие годы. И даже если кто-то из талантливых музыкантов не пройдет в финал, он все равно выиграет: благодаря трансляциям о наших конкурсантах знают во всем мире.

    Почему вы, входя в жюри, решили слушать конкурсантов только на 3-м туре?

    Денис Мацуев: У меня концертный график, который расписывался на 2015 год еще в 2009 году. И я не могу сказать своей публике "нет", даже ради Конкурса Чайковского. Я никогда не отменяю своих концертов, если здоров. Для меня концерт - это самое главное в жизни. Это самое счастливое время дня. И если у меня вечером есть концерт - а у меня их в этому году 232, - то этот день для меня - счастье. Я буду сидеть в жюри только в финале. Но из того, что я уже слышал в онлайн, я вижу, что уровень конкурсантов высочайший.

    Вы многие годы делаете проекты с молодыми музыкантами. Лауреатами Чайковского планируете заниматься?

    Денис Мацуев: Конечно! Я всегда любил помогать молодым, а здесь такая возможность! Думаю, ни на одном конкурсе нет таких двух заинтересованных импресарио, как Гергиев и Мацуев.

    Свое 40-летие вы отметили в Кремлевском дворце. Что это за формат для пианиста?

    Денис Мацуев: В Москве идет Конкурс Чайковского, и все залы были заняты, поэтому я скромно взял Кремлевский дворец (смеется). Между прочим, я буду вторым пианистом, который сыграл там концерт. Первым был Ван Клиберн, который выступал там с сольной программой сразу после конкурса. Со мной выступали Александр Сладковский, Владимир Спиваков, Юрий Башмет, Хибла Герзмава, Женя Миронов, Сережа Безруков. Надеюсь, публике наш концерт понравился. Публика для меня - главное.

    Ван Клиберн считал, что публике надо передавать любовь.

    Денис Мацуев: Абсолютно так. Мы все - проводники любви во времени: между композитором, который музыку написал, и публикой. Именно поэтому я играю ту музыку, которую люблю. И поэтому я так счастлив, когда играю.

    Справка "РГ"

    Денис Мацуев, народный артист РФ, всемирно известный пианист-виртуоз. Выступает со всеми выдающимися оркестрами и музыкантами современности, в том числе с Юрием Темиркановым, Валерием Гергиевым, Марисом Янсонсом, Михаилом Плетневым, Владимиром Федосеевым, Владимиром Спиваковым, Пааво Ярви, Куртом Мазуром и др. Руководит фестивалями Crescendo, "Звезды на Байкале", Astana Piano Passion, Международным фестивалем искусств в Анси. Сотрудничает с благотворительным фондом "Новые имена".

    Поделиться