21.06.2015 17:32
    Поделиться

    Первые фильмы конкурсной программы ММКФ показали зрителям

    Конкурсную программу ММКФ некоторые склонны ругать больше, чем она того заслуживает - на совсем уж откровенный шлак натолкнуться здесь довольно трудно. Куда чаще тут встречаются картины подобные "Анклаву" Горана Радовановича - сербского режиссера, по-своему решившего извечный спор между поэтом и гражданином.

    Действие в "Анклаве" происходит в крошечном сербском поселении в Косово, со всех сторон окруженном территорией, на которой проживают албанцы. Каждое утро 10-летнего серба Ненада на бронетранспортере итальянские миротворцы везут в школу. Кроме него в ней никто не учится - в классе Ненад учит правила написания имен собственных с грустной учительницей. Через 10 минут экранного времени, впрочем, не станет и учительницы - она переедет в Белград. Cемья Ненада - пьющий отец и умирающий дед - последние сербы, оставшиеся на этой земле. Живописуя ужасы проживания сербского меньшинства в Косово, Радованович не стесняется совсем уж манипулятивных приемов. С прямолинейностью передовицы газеты "Искра" ленинских времен он монтирует встык албанскую свадьбу (все стреляют из, очевидно, незарегистрированных ружей и вообще демонстрируют не слишком благообразные повадки) и сербские похороны - под мелодраматическую музыку косовские полицаи, оказавшиеся в этом фильме из советских картин про немецкую оккупацию, изымают у отца Ненада внушительный арсенал ружей и пистолетов, который он приберег для самообороны.

    Ясно все режиссеру не только и с младшим поколением соседей сербов: албанские дети тут либо шпана, либо злобные чудовища, одержимые идеей убивать сербов. В финале Радованович, правда, подслащивает пилюлю, не слишком убедительно изображая раскаяние малолетнего албанского преступника. Но тут же иезутски не забывает напомнить, что ничего это раскаяние в многовековом раскладе, делящем национальности на "плохие" и "хорошие" не меняет.

    Тенденциозность и шершавый язык плаката - вот те методы, которые от всей души использует режиссер. Говорить о художественных достоинствах "Анклава" в отрыве от его, мягко говоря, спорного месседжа не приходится - кино это явно сделано для того, чтобы ярость благородная вскипала как волна.

    Во внеконкурсной программе фестиваля в этом году много экзотики и доселе неизвестных широкому зрителю территорий. Одна из самых любопытных программ в этом смысле - "Будем знакомы: аргентинское кино". Кураторы этой программы собрали образцы качественного мейнстрима из латиноамериканской страны, переживающей очередной кинобум. Открывал программу фильм "Бетибу" Мигеля Коана.

    Бетибу - это прозвище некогда известной писательницы, сочинившей пару популярных детективных романов, а теперь переживающей перманентный творческий кризис и подрабатывающей литературным негром. Ее нанимает бывшей любовник, чтобы она поселилась в закрытом элитном поселке и строчила в его газету колонки относительно недавнего громкого происшествия - там в собственном доме с перерезанным горлом нашли мультимиллионера. Помогают вести расследование Бетибу еще двое сотрудников газеты - молодой редактор криминальной хроники и его опытный напарник, некоторое время назад уволенный за нарушение корпоративной этики.

    Первый час этого подчеркнуто старомодного детектива, в котором все персонажи украдены из детективов и нуаров Голливуда классической эры - довольно утомительное созерцание говорящих голов. Во втором часу зрителя ждет умелый саспенс и смелое развитие интриги - совершая не самый ловкий кульбит, "Бетибу" мутирует из детектива в параноидальный триллер. Для дебютанта Коана этот фильм стал не более чем упражнением в сложном жанре - и если смотреть на это кино именно с этой точки зрения, то это несомненная удача. Однако заигравшись в стиль и благородную старомодность, он забыл о логике. Финальный кульбит "Бетибу" из-за этого, увы, смехотворен - живя в эпоху интернета, герои переживают из-за того, что не успеют опубликовать разоблачительную информацию в завтрашнем номере газеты.

    Поделиться