16.06.2015 04:20
    Поделиться

    Что мешает импортозамещению на юге России

    Первый Всероссийский продовольственный форум, который прошел в Ростове-на-Дону в начале июня, выявил две ключевые проблемы южнороссийского агропрома: недоступные кредиты и сложности в реализации произведенной продукции.

    Как отметили многие участники, если сегодня проект получает финансирование, то проблем с его реализацией не возникает. За примерами далеко ходить не надо. В связи с кризисом на Украине импорт поваренной соли из этого региона фактически остановился. Одна из добывающих компаний России в прошлом году взялась за увеличение производства. Старейшее российское месторождение соли на берегу озера Баскунчак в Ахтубинском районе Астраханской области сегодня переживает второе рождение. Имея деньги, компания смогла установить там новое оборудование. Запасы соли в озере практически неисчерпаемы, говорят ученые, ширина пластов составляет 20 - 50 метров, а в недрах земли под озером обнаружены залежи, уходящие на глубину до десяти километров.

    Соль является тем продуктом, которого пока не очень много производят в стране. Согласно Доктрине продовольственной безопасности Россия должна обеспечивать себя ею на 85 процентов, а реально обеспечивает только на 54,5.

    - То, что российские производители соли инвестируют деньги в модернизацию оборудования, очень хороший знак, - говорит представитель Ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров Руспродсоюз Дмитрий Востриков.

    Но оговаривается, что если бы компания не обладала соответствующими финансовыми возможностями, быстро нарастить производство вряд ли бы получилось.

    С проблемой привлечения кредитов на развитие сталкиваются практически все животноводческие предприятия. Бизнес в последнее десятилетие активно инвестировал в птицеводство, которое быстро окупается, а вот производство говядины и молока до сих пор остается "неподступной" отраслью.

    - Не представляю, как в нынешних условиях можно с нуля создать рентабельный проект выращивания КРС. Построить на заемные средства молочный комплекс практически нереально, в стране нет таких длинных денег, - говорит глава СПК "Победа" Геннадий Мосинцев.

    В связи с эмбарго на импорт продовольствия шанс укрепиться на рынке получили российские производители фруктов и овощей. Но оказалось, что вкладывать деньги готовы далеко не все бизнесмены. Как рассказал "РГ" владелец одного из агрохолдингов в ЮФО, минсельхоз Ростовской области предлагал ему разбить в регионе большой фруктовый сад, но он отказался. Причина - неопределенность на рынке.

    - Во время запрета на импорт европейского продовольствия действительно выгодно заниматься производством яблок. Но что будет, если эмбарго снимут? Чтобы сад стал приносить деньги, нужно как минимум три-четыре года. Кто нам даст гарантированный сбыт по приемлемым ценам? По нашим подсчетам, польские яблоки, выращенные и уже доставленные на границу Ростовской области, будут дешевле, чем фрукты местного производства. У них значительную часть расходов покрывают госсубсидии, - говорит бизнесмен.

    В плюсе оказались те предприятия, которые занимались фруктовым бизнесом не один год и уже вышли на уровень окупаемости. По словам главы агрофирмы "Красный сад" Геннадия Жукова, его яблоки, вишня, черешня и сливы раскупаются без какой-либо рекламы и продвижения.

    Рынок активно перестраивается, но не у дел остается малый бизнес на селе, акцентируют внимание некоторые эксперты.

    - Россия увеличивает объемы производства за счет крупного бизнеса. Это самый легкий путь, но он может привести к оттоку жителей из сельской местности, - предупреждает глава Ассоциации крестьянско-фермерских хозяйств Ростовской области Александр Родин. - В развитой экономике основу продовольственной безопасности обеспечивают мелкие производители и фермеры. Это вопрос не только экономики, но и социальной политики. А сейчас у крестьян фактически нет сбыта выращенной продукции. Поэтому все занимаются тем производством, где есть возможность гарантированно продать товар, в ЮФО это в основном выращивание зерна и подсолнечника. Хотя с точки зрения экономической отдачи на гектар пашни это практически самые нерентабельные сферы АПК.

    Развитие всего агропрома упирается в сбыт, соглашается аналитик Южного аграрного агентства Артем Федоров.

    - Произвести не проблема. Сложно продать товар. В первую очередь необходимо продвигать местную сельхозпродукцию в сетевые магазины, - говорит эксперт. - Когда Россия вводила ответные ограничения на импорт продовольствия из стран Запада, очевидно, рассчитывали, что ретейл обратится к местным производителям. Но это произошло лишь частично. Торговцы все равно стараются найти импорт - для них так удобнее. В тех регионах, где удается каким-то образом наладить сбыт фермерской продукции, быстро растет и производство. Но это скорее отдельные примеры, а не тренд.

    Поделиться