16.06.2015 00:40
    Поделиться

    Бизнес с доходом меньше 400 тысяч рублей в год избавят от проверок

    Федеральная антимонопольная служба сосредоточит свои усилия на проверках средних и крупных компаний, освободив от своего присутствия те организации, чей годовой доход не превышает 400 тысяч рублей.

    Как подчеркнул глава антимонопольной службы Игорь Артемьев на встрече с президентом, это позволит более эффективно использовать ресурсы ФАС. Кроме того, освободившееся время и силы антимонопольщики кинут на крупные компании. Законопроект о введении иммунитета для мелкого бизнеса уже подготовлен. Как подчеркнул Артемьев, "мы навсегда оставим их в покое".

    В "Деловой России" новости обрадовались, но подчеркнули, что это не заслуга антимонопольной службы, а результат инициативы бизнеса.

    - Мне пришлось потратить два года жизни, чтобы руководство страны обратило внимание, как ФАС тратит свое время и силы на мелкий и микробизнес, не занимаясь при этом настоящими монополиями, - подчеркнул член генерального совета "Деловой России" Михаил Левчук. - В этом году, когда экономическая ситуация стала особенно острой, наконец-то удалось урезонить ФАС и соблюсти баланс промышленной, экономической и антимонопольной политики. Антимонопольная политика ранее превалировала. Сегодня промышленная и экономическая политика должна быть определяющей.

    Начальник правового управления ФАС Сергей Пузыревский уточнил "РГБ", что одним из существенных изменений является введение иммунитета в отношении злоупотребления доминирующим положением для хозсубъектов с выручкой менее 400 тысяч руб. и соглашений между участниками одного рынка (кроме картелей и запрещенных "вертикальных" соглашений) для хозяйствующих субъектов с совокупной выручкой менее 400 тысяч руб. Иммунитеты не будут касаться естественных монополий, финансовых организаций, холдингов и компаний с государственным участием. Одновременно проектом предложено исключить из статьи 5 закона о защите конкуренции нормы о том, что доминирующим может быть признано положение хозяйствующего субъекта с долей менее 35%.

    Кроме того, законопроект предусматривает сокращение оснований для проведения внеплановых проверок субъектов малого предпринимательства. Так, проверки по заявлению юридических лиц и граждан будут проводиться после согласования с органами прокуратуры. Исключения составят проверки по выявлению картелей. Для них сохранится существующий порядок "внезапных" проверок.

    - Сложно представить монополию в малом бизнесе, - отметил глава Агентства стратегических инициатив Андрей Никитин "РГБ", - но есть и другая вещь - стандарт развития конкуренции, который утвержден правительством и который ФАС сейчас реализует в регионах. Монополия в регионах часто бывает на уровне всяких ГУПов и МУПов в муниципалитетах, услуги эти мог бы оказать и малый бизнес. То, что ФАС решила сбавить темп с проверками малого бизнеса и сосредоточиться на том, чтобы помогать малому бизнесу развивать новые ниши, - это очень хорошо.

    Снижение административного давления на бизнес играет ключевую роль для создания благоприятного предпринимательского климата. Для повышения прозрачности государственного контроля - в рамках реализации "дорожных карт" Национальной предпринимательской инициативы - в этом году уже принят ряд конкретных мер. Так, в марте подписан закон, исключающий уголовное преследование малого бизнеса за злоупотребление доминирующим положением. Кроме того, в апреле принят закон, запрещающий органам контроля повторно требовать от предпринимателей документы, находящиеся в государственных (муниципальных) информационных системах, реестрах и регистрах. Установление ФАС иммунитета для малого бизнеса станет еще одним важным шагом к оптимизации контрольно-надзорной деятельности в нашей стране, полагает Никитин.

    Принятое решение приветствуют и сами предприниматели. Так, генеральный директор "СУ-33" Дмитрий Волков подчеркнул "РГБ", что ранее в адрес ФАС неоднократно звучали критические замечания по поводу проверок, условно говоря, "двух ларьков на привокзальной площади", в результате которых предприниматели обвинялись в картельном сговоре и выносились решения о штрафах на суммы, несопоставимые со стоимостью бизнеса.

    - Ситуация выглядела абсурдно. Показатели эффективности службы росли фактически за счет возможности самой работы малых предприятий. Реальная угроза для конкуренции, если говорить о малом бизнесе, невысока в связи с тем, что, как правило, он работает в высококонкурентных областях с большим количеством игроков. Возможные исключения, полагаю, вряд ли могут серьезно повредить экономике. Представители малого бизнеса и общественности неоднократно поднимали этот вопрос. Радует, что он получил приемлемое разрешение, - заключил Волков.

    Поделиться