15.06.2015 08:48
    Поделиться

    Курский губернатор рассказал о самом сложном в его работе

    "Деловой завтрак" с губернатором Курской области Александром Михайловым состоялся в рамках фестиваля "Российской газеты" в регионе и во время, пожалуй, самого красочного события на этой земле - Коренской ярмарки. Собеседник ответил на множество самых разных вопросов: об экономике и социальных проектах, тенденциях в импортозамещении, связях между регионами и федеральным центром, о знаменитой ярмарке и Среднерусском форуме, а также о себе самом - непринужденно и без стеснения. Беседа получилась интересной, а глава региона просто поразил примерами из жизни, стремлением не упустить важные детали, смелостью формулировок и потрясающей искренностью.

    Этот год стал юбилейным для Курской Коренской ярмарки. Прошло 15 лет с того дня, когда она была проведена здесь после долгого перерыва. Кроме того, вот уже в четвертый раз проводится Среднерусский экономический форум. Как взаимосвязаны эти два мероприятия и чем они полезны?

    Александр Михайлов: Я считаю, что любое государство сильно в том случае, если чтит свои традиции. Мне часто задают вопрос о памятнике Ленину около здания Дома Советов. Я сделал его памятником культуры областного значения - чтобы не снесли. И если бы здесь стоял памятник Николаю II или еще кому-либо из правителей, я бы и с ними поступил точно так же. Почему? Потому что это наша история, и мы обязаны ее чтить и уважать.

    Что же касается Коренской ярмарки, то я всегда знал о ней. Я же в регионе человек не чужой, но в советский период рычагов для того, чтобы ее возобновить, у меня не было: я был молод и работал в районах почти 14 лет, так что знаю область. К слову, некоторым нынешним министрам и их заместителям такого опыта как раз и не хватает. А когда мы оказались в другой экономической системе - не плановой, а рыночной, когда изменилась политическая ситуация, и мы начали идти к рыночной экономике, я подумал о ярмарке.

    Во-первых, это - вековая традиция. Во-вторых, будучи депутатом Государственной Думы я смотрел, как японцы тонко и хитро решают многие вопросы, а выставочно-ярмарочная деятельность уже тогда для них была очень важна. Традиция проводить Крестный ход была восстановлена еще до того, как я начал работать, и нам захотелось, чтобы вместе с ней возобновилось и проведение ярмарки. Тогда с нашим владыкой Ювеналием мы обсудили этот вопрос. Я спросил, как как он относится к такому событию в местечке Свобода. Ведь это святое для нас, для курян, место. Он благословил и сказал: "Попробуйте, может быть, и получится".

    И первый год мы провели ярмарку осенью, в тот момент, когда икона переносится из монастыря в Знаменский собор. Было тогда 36 участников, и из них 26 - наши курские предприятия. Еще десять приехали из соседних регионов. Но мы посчитали, что первый опыт удался. И начали работать для того, чтобы сделать Коренскую такой, какой она была раньше, в старые времена. Напомню, что ее начало ведет к 1708 году. Вторая ярмарка - в 2002 году - уже проходила летом. Надо сказать, что в организации нам помогали и Министерство иностранных дел - в общении с гостями из-за рубежа, и Минэконом, и Минсельхоз. И с тех пор Курская коренская набирала обороты. Последние лет шесть она стала настоящей. Вы сами теперь видите, сколько участников, и нам приятно, что это все происходит в местечке Свобода. Это не Давос и не Санкт-Петербург. Но ярмарка востребована.

    Если же говорить о Среднерусском экономическом форуме, то я начну вот с чего. И Курской области, и России в целом не хватает стратегического планирования. У нас все это было во времена СССР, а потом оказалось потеряно. Форум - это своего рода теоретическая составляющая, привязанная к развитию экономики. Если не осмысливать то, что происходит сейчас, будет происходить завтра, послезавтра и на перспективу, это все равно как отправить корабль в плавание без руля и ветрил. Есть целый ряд проблем, которые требуют решения, и обсудить это можно только вот на такой площадке. К примеру, тема прошлогоднего экономического форума звучала примерно так: "Подготовка кадров: миссия бизнеса и власти". Бизнес развивается, и мы во всех сферах делаем ставку на него. Работают вузы.

    Кстати, хочу сказать, что был противником создания частных университетов.  Если и нужно было это делать, то следовало бы тогда еще оценить полезность и целесообразность каждого из них, и посмотреть, не продают ли они дипломы. А то бывает так: пришел человек, простоял пять лет в очереди и после получил диплом. А сам как был слесарем третьего разряда, так им и остался. Но зато с "корочкой". Хорошо, что сейчас сами работодатели заинтересовались ситуацией и учитывают, какое учебное заведение закончил претендент на вакантное место. Если, к примеру, Курскую государственную сельхозакадемию, кандидатуру рассматривают. А если фирму "Рога и копыта", говорят, пойди, мол, поищи себе работу в другом месте. Жаль, что сломали прежнюю систему набора и распределения специалистов, как высшего разряда, так и среднего и начального профобразования, а в результате получился хаос.

    Лет пять назад я агитировал закономого предпринимателя, чтобы он устанавливал связи с одним учебным заведением, спонсировал его. Тот сначала долго упирался, а потом я его все-таки убедил. Говорю ему: мол, ты сам у станка будешь стоять, что ли? Или только собираешься смотреть в компьютере, сколько заработали, куда дели и какой процент из этих денег пойдет тебе на счет, а какой - твоей фирме. И на форуме мы, обсудив эту тему, сформировали свои предложения правительству и администрации президента, отправили. Услышат или нет, неизвестно. Но, тем не менее, это наш голос, голос снизу.

    И еще такой момент. Мы очень большая страна, не Люксембург. У каждого региона есть свои интересы, но о них никто не думает. И если сами не объединимся, где обсудить наши вопросы? Только на форуме. А после него можно себя показать и на других посмотреть на Коренской ярмарке. Поэтому мы и проводим форум накануне, чтобы гости успели и там и там поучаствовать. Радует, что в прошедшем форуме принимали участие представители 17 стран, они ездят сюда, и для нас это важно и интересно. И вот по итогам мы готовим официальный визит в Венгрию. Будем подписывать соглашения сперва с правительством этой страны, а потом с каким-либо отдельным регионом. У нас так же складывались отношения с Белоруссией: до сих пор действует соглашение с правительством республики и уже почти с каждой областью.

    Совсем недавно глава Совбеза Николай Патрушев проводил совещание как раз на тему безопасности в приграничных регионах. И если уж затронули тему соседства, в этой связи такой вопрос: возникают ли в Курской области проблемы из-за приграничного статуса и как вы их решаете?

    Александр Михайлов: 292 километра государственной границы проходит по Курской области. Мы всегда были уверены в том, что лучше иметь доброго соседа, и вместе с Сумской областью Украины много лет назад создали еврорегион. По обоюдному согласию назвали его ласковым именем Ярославна и начали работать. Совет нашего еврорегиона был одним из лучших в Европе. А когда стряслась эта беда на Украине, все изменилось. Приходится держать ситуацию под четким контролем. К примеру, в Суджанском районе Курской области находится пункт, где регулируется подача газа на Украину и в Европу. Так вот к нему теперь проявляют очень высокий интерес за рубежом. Мы стараемся не допустить каких-то внештатных ситуаций.

    Второй пример: крестный ход с иконой Пряжевской Божьей матери на Украину. В прошлом году еще мы выяснили, что в пяти километрах от границы был создан лагерь для подготовки боевиков. Ожидали нас. Мы решили не идти, а пригласили украинцев к нам. Они перешли через границу - 5 тысяч человек. Никаких провокаций не случилось благодаря тому, что на посту нескольких украинцев просто не пропустили на территорию России.

    Украина - это тема родная и больная. И следующий вопрос тоже с ней связан. Вопрос, можно сказать, про сладкую жизнь. Украина всегда поставляла нам сахар и отчасти по этой причине некоторые регионы ЦФО стали сокращать посевы сахарной свеклы. Какова ситуация в Курской области?

    Александр Михайлов: В прошлом году мы выработали 380 тысяч тонн сахара, в то время как потребности области составляют 140 тысяч тонн. Я настоятельно просил Минсельхоз, правительство сказать нам, в какие регионы надо направить сахар. В ответ - тишина. Куда раньше украинцы направляли, я не знаю. Естественный товарный обмен всегда был. Вот говорят, а присутствует на рынке какая-то другая продукция. Конечно, она должна присутствовать! Белгородцы привозят к нам свое мясо, а мы везем курские товары в Белгород. Если же говорить о сахаре, то мы готовы обеспечить им еще два таких же региона, как наш. Но вот с этим возникает проблема. У нас все говорят об импортозамещении, но порой получается импортозаменение. Как продолжали поставлять из-за рубежа, так и поставляют. Вот, к примеру, зерно. В прошлом году мы собрали 4,4 миллиона тонн, это был рекордный для региона урожай. Внутренние потребности - 2,1 миллиона тонн. Куда направить остальное? Не понятно. Мы уже сами стали вести переговоры с регионами-партнерами. К примеру, Ленинградская область забрала 600 тысяч тонн, а миллион тонн все равно уехал в Иран и страны Персидского залива.

    Недавно Росстат обнародовал десятку самых благополучных регионов страны, и Курская область вошла в этот топ-10. Скажите, что позволило добиться такого результата?

    Александр Михайлов: Факторы самые разные и они касаются и реального сектора экономики, и социальной сферы. Так, с промышленниками мы собираемся примерно два раза в год. Встречаются представители тех предприятий, которые как раз и образуют индекс промпроизводства. Они сами сначала не понимали, зачем это нужно и говорили: это советский метод руководства. Я им так сказал: если он полезен, то все равно, советский он или китайский. Будем работать. Для каждой отрасли мы устанавливаем показатели, к примеру, по заработной плате. Сначала это тоже называли неправильным, а теперь примерно 95 процентов предприятий платит именно столько, сколько нужно. Остальные еще не поняли, как надо работать, но таким я говорю: мол, ты - калиф на час. Пришел, увидел, победил, все собрал и ушел. Зачем нам нужен такой предприниматель? А вот с теми, кто думает о дне завтрашнем, можно иметь дело.

    А какие крупные инвестиционные проекты начинались именно с Коренской ярмарки?

    Александр Михайлов: Их очень много. За все время проведения ярмарки было подписано 70 соглашений. Наша задача - создать условия для того, чтобы бизнесмены могли получить хорошую площадку для общения. Если вспомнить начало нашего сотрудничества с Белоруссией, то надо сказать о том, какая была тяжелая ситуация. Объем товарооборота достигал примерно 30 миллионов долларов. И когда первый раз встречались с нашими партнерами, планировали довести его хотя бы миллионов до ста. Сегодня этот показатель составляет примерно 250-260 миллионов долларов. Хороший пример взаимодействия - "Белкоммунмаш" и МУП "Курскэлектротранс", на базе которого создан цех по сборке троллейбусов из белорусских комплектующих. И это не единственный пример.

    Но я хочу сказать о том, что планирование производства того или иного продукта должно происходить на уровне федеральных министерств, правда пока этого нет. Почему до сих пор Минфин собирает наших финансистов, и раз по десять они защищают бюджет, а, к примеру, в Минэкономразвития подобных встреч не организуют. Хотя им надо бы знать, из чего же сложатся различные экономические показатели в регионах. Все это может привести к тому, что уже случилось в Советском Союзе. А разве можно еще раз наступать на те же ржавые грабли? Не хотелось бы повторения ситуации.

    А вас слышат наверху, когда вы говорите о проблемах? Есть ведь те вопросы, ответы на которые можно получить только на федеральном уровне.

    Александр Михайлов: Губернаторы иной раз шутят над формулировкой "высшее должностное лицо", потому что, как плавило, это "лицо" возглавляет исполнительную - я подчеркиваю именно это слово - власть региона. И я не понимаю, как можно его избирать. В предвыборный период я чем должен заниматься? Пиариться? А дела кто будет делать? В России президент - это глава государства, и если он решил, что надо работать Михайлову, вышел с этим предложением в заксобрание, решение прнимается за короткий период времени. Решил, что должен быть другой человек, значит, так тому и быть.

    В продолжение темы о взаимодействии с федеральным центром такой вопрос. Когда анонсировали проект промышленного парка, который планируется построить неподалеку от Курска, тоже говорили о надежде на федеральную поддержку. Удалось ли ее получить? И на каком этапе реализации находится сейчас проект промпарка?

    Александр Михайлов: Процесс идет, и вопрос с поддержкой находится в стадии решения. Вообще создание индустриальных парков - это хорошая идея, но некоторые ею увлекаются и считают панацеей. У нас существует своя схема работы с инвестором, которая подтвердила свою эффективность с 2002 года. Мы узаконили и даже прописали в уставе области возможность заключать с инвесторами соглашения. Сейчас их уже более 60. На 3-5 лет мы договариваемся о развитии того или иного предприятия, решении социальных вопросов и условий работы коллектива: уровень зарплаты и составляющие соцпакета. Пока такая работа нас устраивает. А что касается индустриального парка, то площадка для него уже подготовлена, есть все коммуникации, но должен быть еще и ключевой инвестор. Сейчас претендентов на эту роль несколько, но нельзя сказать, что мы от них в восторге.

    Возвращаясь к юбилею Коренской ярмарки, нельзя не спросить о монастыре "Коренная пустынь". Что для вас лично означает востановление этой обители?

    Александр Михайлов: Чтобы начать здесь эти работы, ваш покорный слуга побывал два раза на приеме у патриарха Алексия II. Получил благословение. Началась работа. Я благодарен Георгию Полтавченко, который в то время был полпредом президента в ЦФО и возглавлял попечительский совет. Монастырь представлял собой развалины.

    Напомню, что икона "Знамение. Курская Коренная" была обретена в 1295 году и после стала единственной чудотворной иконой у живущих за рубежом россиян. Она находилась в местечке рядом с Нью-Йорком и до тех пор, пока не появилась в Курской области, в Россию ее не привозили 90 лет. Однако начали восстанавливать монастырь,  зарубежные делегации приезжали сюда и видели, что подвижки есть, а главным аргументом - чтобы не привозить икону - был такой: родового храма нет.

    Но мы пригласили их на Крестный ход. За рубежом считается, что 500 человек - это уже мощный Крестный ход, а здесь они увидели 15 тысяч и не поверили, что эти люди собрались сами. Затем подошел черед и родового храма. Он, кстати, в 1923 году был взорван, и мы лишь примерно могли определить то место, где он стоял. Пришлось провести раскопки. И когда обнаружили фундамент бывшего храма, были очень рады. В старину строили на совесть. Нам пришлось лишь укрепить его в нескольких местах. Так что новый храм стоит не просто на месте, а на фундаменте прежнего. Когда же встал вопрос о проектировании, оказалось, что данные о родовом храме утеряны, но его проект обнаружили в архиве Санкт-Петербурга. Тогда губернатором была Валентина Матвиенко, она и отдала нам документ. Так и был построен родовой храм, и в 2009 году патриарх Кирилл приехал уже с иконой "Знамение. Курская Коренная".

    В настоящее время город Курск стал активно строиться. И если в 90-х была большая транспортная проблема, и доехать от Пучковки до центра было просто невозможно, то сейчас дороги везде очень хорошие. Но это в городе, а как обстоят дела в области?

    Александр Михайлов: В целом по области примерно 8,8 тысячи километров дорог сделано, и качество их очень высокое. Мы в этом направлении пошли вот по какому пути. Есть регионы, где дороги сделаны просто с блеском: пара федеральных и пара региональных. Мы не стали этого делать. Зато у нас все знаковые села, те которые реально влияют на экономику, соединены с региональными и федеральными трассами хорошими дорогами. По ним можно ездить с большой скоростью.

    Когда я пришел работать в Курскую область, большинство трасс было разбито, а дорожная структура представляла собой кладезь непонятно чего. Пришлось переформатировать ее и, по сути, создать заново. Удалось договориться с Харьковским автодорожным институтом и белорусскими партнерами о том, чтобы все специалисты по дорожному строительству, начиная от бригадира, прошли переподготовку. У белорусов уже тогда был опыт строительства дорог с мировым качеством, и вы сами видите, каковы результаты.

    Один из крупных частных инвесторов в Курске строит дорогу, а другой - подарил городу детский сад. Какие еще подобные социальные проекты реализуются в области бизнесом?

    Александр Михайлов: На прошедшем Среднерусском форуме мы неслучайно поставили вопрос о том, что должен быть принят закон о государственно-частном партнерстве. Мы понимаем, что, если над ним так долго работают, он может оказаться глубоко философским. А эти социальные проекты - плод наших многолетних взаимоотношений с предпринимателями, и это - не единственные примеры такого сотрудничества. Так, в Железногорске с холдингом "Металлоинвест" уже несколько лет подряд заключаются трехсторонние соглашения: администрация области, сама компания и мэрия договариваются о реализации социальных инициатив. Ежегодно от 500 до 800 миллионов рублей направляется инвестором на эти цели. Это очень хороший пример. Что же касается объема инвестиций в подобные соцпроекты, то в этой связи хочется вспомнить о прогрессивной шкале налогообложения. Все богатые люди платят по 13 процентов подоходного налога, как и мы с вами. Но платили бы они примерно по 30 процентов, мы бы решали все вопросы, не привлекая спонсоров.

    И, наконец, личный вопрос. Что для вас самое сложное в работе губернатора?

    Александр Михайлов: Добиться того, чтобы намеченное было реализовано. Это не всегда получается, но нужно все равно стремиться к этому.

    Поделиться