15.06.2015 21:33
    Поделиться

    Экологические фонды решат проблему финансирования отрасли

    Ни для кого не секрет, что состояние водных объектов напрямую зависит от эффективности работы коммунальных очистных сооружений. Водоканалы являются частью природоохранного комплекса, который осуществляет защиту окружающей среды от негативного воздействия промышленных и бытовых сточных вод, и в соответствии с частью 16 статьи 65 Водного кодекса РФ признаются сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод.

    К сожалению, сегодня состояние водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ) вызывает большое опасение, особенно по отношению к обеспечению экологического благополучия и безопасности наших граждан. Износ инфраструктуры достиг 70 процентов, до нормативного качества очищается менее 4 процентов всего стока, поступающего на очистные сооружения, темпы "старения" сетей идут быстрее плановой замены, доля отраслевых предприятий с отрицательной рентабельностью в 2014 году составила почти 83 процента, чистый убыток водоканалов за прошедший год составил 20,4 миллиарда рублей.

    Такое состояние отрасли в первую очередь связано с тарифной политикой. Сравните сами: стоимость очистки 1 литра загрязненной воды оценено государством менее 2 копеек, при этом за последние три года тариф на водоотведение поднялся всего на 2,9 процента. Во-вторых, в 2014 году государство выделило на модернизацию коммунальной инфраструктуры водоснабжения и водоотведения 2,2 миллиарда рублей при первоочередных потребностях в кардинальном ремонте более чем на 3 триллиона. В-третьих, нормативы допустимых сбросов в РФ настолько жестки, что достичь их не представляется возможным, а многомиллионные штрафы не столько стимулируют предприятия водопроводно-канализационного комплекса к внедрению лучших технологий, сколько приводят к банкротству. И, наконец, промышленность по-прежнему снимает с себя какую-либо ответственность за сбросы специфических загрязнений, которые не только губят водные объекты, но и наносят ущерб сетям и очистным сооружениям. Ведь последние просто не рассчитаны на прием и обработку промышленного стока.

    В 2014 году государство выделило на модернизацию ВХК 2,2 миллиарда рублей при потребности в 3 триллиона

    В итоге в связи с высокой недофинансированностью водоканалы сегодня не выполняют в полном объеме работу по защите водных объектов. Для решения этой задачи необходимо формирование автономного, независимого от госбюджета источника поддержки природоохранной деятельности, которую осуществляют предприятия водоснабжения и водоотведения. Одним из дополнительных источников финансирования развития и модернизации систем очистки сточных вод предприятий ВКХ может стать возврат к практике экологических фондов.

    Напомним, в России платность природопользования была введена в 1991 году Федеральным законом "Об охране окружающей природной среды". В соответствии с ним была создана система государственных внебюджетных экологических фондов, в которую входили федеральный, областные и местные экофонды. Их наполнение на 70 процентов состояло из платежей природопользователей за загрязнение окружающей среды. И с ростом платежной дисциплины к 1995 году экологический фонд аккумулировал средства в размере 921,5 миллиарда рублей.

    Экологические фонды России обеспечивали контроль за целевым расходованием средств, за своевременностью их поступления в бюджет, а также способствовали развитию механизмов финансирования природоохранной деятельности, таких как выделение льготных кредитов и ссуд предприятиям на возвратной основе; вложение средств в формирование начального капитала предприятий, создаваемых для производства продукции природоохранного назначения. А также долевое участие в финансировании экологических проектов, стимулирующее вовлечение дополнительных инвестиционных ресурсов предприятий. Кроме того, экологические фонды занимались выдачей гарантий коммерческим банкам по ссудам и кредитам предприятиям на реализацию природоохранной деятельности.

    Сегодня же, с упразднением экологических фондов субъекты РФ не всегда в состоянии осуществлять целевое расходование собираемых платежей и выделение из бюджета средств для защиты окружающей среды. Сегодня в большинстве регионов собираемость экологических средств снизилась, расходуется на цели, не связанные с природоохранной деятельностью (например, выплата заработной платы служащим бюджетных организаций, пенсий и др.).

    Уверены, что возрождение Федерального экологического фонда РФ позволит скоординировать работу экологических фондов разных уровней, обеспечить выделение средств на реализацию природоохранных программ и проектов федерального, межрегионального, регионального и даже местного значения для предотвращения загрязнения окружающей среды, оказание срочной адресной помощи дотационным регионам, в которых имеются зоны экологического бедствия.

    Возрождение института экологических фондов поддержит введение и использование принципа "загрязнитель платит". Средства, аккумулируемые экологическими фондами, будут необходимы долгое время, поскольку политика государства в настоящее время направлена на достижение значительных изменений не только в экономической, но и в экологической области. Эффективность деятельности экологических фондов будет зависеть не только от финансовых ресурсов, но и от усилий по организационному укреплению, развитию политических реформ и последовательности в области обеспечения выполнения природоохранных требований.

    Сегодня всеми заинтересованными ведомствами обсуждается возможность возрождения целевых внебюджетных экологических фондов, который учтет все ошибки и недостатки предыдущих лет.

    Поделиться