11.06.2015 00:09
    Поделиться

    "РГ" впервые публикует неизвестные сонеты Варлама Шаламова

    18 июня 1907 года в застенчивой Вологде у священника Тихона Николаевича Шаламова и его жены Надежды Александровны родился сын Варлам. Кто, в каком сне мог представить тогда, что сын священника проведет треть своей жизни в заключении и станет автором "Колымских рассказов"?..

    На днях Валерий Есипов, известный исследователь жизни и творчества Шаламова, передал в нашу редакцию неизвестные стихи Варлама Тихоновича.

    Вот что рассказывает Есипов об истории их создания: "Эти сонеты были написаны в 1950-1951 годах в лагерной больнице, куда Шаламова определили фельдшером. Писать там было невозможно, даже сонеты о любви. Варлам Тихонович сочинял в уме и запоминал. Это были его эксперименты с формой сонета. Шаламов не придавал им серьезного значения. Но нам сегодня важно не их качество, а само их возникновение в тех условиях. И как это помогало выжить. А записал Шаламов эти сонеты уже после освобождения, в 1952-1953 годах, когда работал вольнонаемным в Якутии, около Оймякона...."

    18-21 июня в Вологде пройдет фестиваль "Четвертая Вологда", посвященный В.Т. Шаламову и названный в честь его одноименной повести.

    Среди гостей - поэт Олег Чухонцев, литературный критик Сергей Чупринин, актер Александр Филиппенко.

    Сонеты Варлама Шаламова

    Возлюбленных и жен оставив в странах жарких,

    Мужчины бродят от скалы к скале.

    По гребням гор проходит тень Петрарки,

    Последнего поэта на Земле.

    Ее встречает шутками и смехом

    Лихое сборище холостяков,

    Но как бы ни гремело эхо,

    Ему не заглушить стихов.

    И с голоса тоски, которой громче нету,

    В тайге мы учим южные сонеты.

    * * *

    На ножке голубя, в дорожном пыльном вьюке,

    С копытным плеском конных эстафет

    Истлевшее письмо летит к моей подруге,

    Опаздывая на двенадцать лет.

    Едва ли нужно сокращать страданья,

    Катая письма в скорых поездах,

    Любви и жить нельзя без ожиданья,

    В ее натуре мучиться и ждать.

    Пускай, пускай ракетные пилоты

    Хотят догнать вращение земли.

    Любви спешить за ними нет расчета,

    Ей все равно ведь хлюпать по болотам

    И кашлять в ветровой пыли.

    * * *

    Здесь солнца дороги коротки.

    Подняться и выйти за сопки

    Ему уже стало невмочь.

    Гусиного крика ночного,

    Тревожного гула печного

    Полна одинокая ночь.

    Тебе, позабытой девчонке,

    Когда-то со мной обрученной,

    Напомнить о нашей любви.

    Я выбрал осеннее время:

    Снежинки и ветер, и темень,

    И старая буря в крови.

    * * *

    Я славу в юности искал на площадях.

    Случайный взгляд красавиц разодетых

    Встречал, и он, меня не пощадя,

    Еще тогда определил в поэты.

    И тридцать лет я письма им писал,

    Просил любви иль просто состраданья.

    И письма, наконец, дошли по адресам,

    И я спешил на первое свиданье.

    Я в дверь стучу - и сам себе не верю.

    Старуха-нищенка мне открывает двери.

    Публикация В. Есипова, РГАЛИ. Ф. 2596.

    155-й сонет Шекспира

    Когда на грани глухоты опасной

    Мы тщимся бедной мыслью обуздать

    Незавершенность музыки прекрасной

    И образ Совершенства ей придать -

    Так и ваятель, высекая искры,

    Стремится в камне душу разбудить,

    Так любящий безумствует, неистов

    В своем желанье страсть опередить.

    Так воин рвется смерть принять

    в сраженье...

    Когда ж нас озарит разгадки свет?

    Ведь счастье не в конце,

    а в продолженье

    Мгновенья... Но кончается сонет.

    Как отраженье вечности нетленной

    Песнь вырывается у времени из плена.

    Начало 1970-х (Впервые опубликовано Ю. Шрейдером в сборнике "Возвращение", 1991 г.)

    Дословно
    • Поэзия - это жертва, а не завоевание. Поэзия - это судьба, а не ремесло. Пока кровь не выступает на строчках - поэта нет, есть только версификатор.
    • Научиться писать стихи - нельзя. Поэтому и не бывает никаких "первых" стихов. Учиться нужно не писать стихи, а воспитывать в себе любовь к стихам, требовательный и строгий вкус, понимание авторского чувства.
    • Поэзия - неизвестность, тайна. В стихах поэту не должно быть все заранее известно до того, как стихотворение начато. Иначе незачем писать стихи.
    • Короче! Русское лирическое стихотворение не должно быть больше трех-четырех строф.
    • Приобщение к поэзии нужно начинать не с Пушкина. Пушкин - поэт, требующий взрослого читателя, требующий личного жизненного опыта, а также читательской культуры. Лермонтов, Тютчев - еще сложнее. Приобщаться нужно чтением Некрасова и А. К. Толстого, а потом переходить к Пушкину.
    • В искусстве места хватит всем. Не нужно устраивать давку, толкучку.

    Из "Таблицы умножения для молодых поэтов" Варлама Шаламова, 1964 г.

    Поделиться