11.06.2015 00:27
    Поделиться

    Изобретатель из Санкт-Петербурга научился ездить на "ангеле" и "пауке"

    Договорилась о встрече с создателем оригинальных велосипедов. Добираясь до места, застряла в пробке. Сижу в машине, нервно поглядывая на часы. В какой-то момент взгляд поймал за окном нечто странное. Вся ярко-желтая, какая-то несуразно высокая фигура неспешно плыла над автомобилями, без проблем огибая поток. Дружно загудели клаксоны, приветствуя "нечто". На соседней полосе, высунувшись чуть не по пояс в окно своего автомобиля, паренек, радостно улыбаясь, замахал руками, засвистел: "Эй, на жирафе, возьми с собой!"...

    Когда через полчаса я наконец добралась до места встречи, первое, что увидела, - ту самую "странную фигуру", оказавшуюся велосипедом. Уже, правда, без седока. Тот стоял рядом, протирая раму двухколесного великана. Знакомимся: Игорь Баронас, 51 год. Родом из Литвы. Там и начал изобретать велосипеды, будучи еще школьником.

    В 5-м классе, накрутив к тому времени не одну сотню километров традиционных в его семье воскресных велокроссов, взялся за усовершенствование детского двухколесного "Мишки". Инструментов в доме хватало, несмотря на то, что семья чисто гуманитарная - педагоги, художники. Так что главное было, взявшись за непростое, в общем-то, для 10-летнего мальчишки дело, довести его до конца. С задуманным Игорь справился. Удлинил "Мишке" руль и "трубу" под сиденье, чтобы было удобно для человека растущего, заменил некоторые механизмы и надувные колеса. Не узнать стало велик!

    Но по-настоящему увлекся конструированием, уже окончив вуз. Кстати, по образованию он математик. Что помогает в решении чисто технических задач при работе над новым байком.

    Сколько времени обычно уходит на создание такой техники? По-разному, но на велосипед "Тандем", к примеру, ушел один месяц

    - Я технарь только наполовину, не очень люблю копаться в шестеренках, - признается Баронас, которому на вид никак не дашь больше 35 лет. Он сухопар, мускулист, полон энергии и новых идей. - Для меня куда более важно, чтобы велосипед смотрелся интересно, обращал на себя внимание. Это в свою очередь привлекает новых людей, в первую очередь детвору, некоторые со временем сами становятся хорошими мастерами.

    Это говорит в нем опыт работы педагогом-организатором в веломобильном кружке одного из питерских Дворцов культуры. На берега Невы Баронас перебрался в 1988-м вслед за женой Натальей. С ней познакомился на велопрогулке в Тракае, где отдыхала молодая питерская туристка. С того времени они не расстаются. Вырастили сына и дочь. Регулярно все вместе путешествуют по городам и странам. Естественно, на велосипедах. Время от времени кандидат в мастера спорта Баронас участвует в гонках ветеранов.

    Но вернемся к его двухколесной чудо-технике. За 20 лет Игорь сконструировал и собрал более 50 оригинальных велосипедов. "Желтого ангела", как называет он свою самую "видную" во всех смыслах слова машину, сделал два года назад. Идея, признается, родилась спонтанно. Как-то увидел у приятеля чоппер (от англ. "chop" - рубить, стиль мотоцикла с удлиненными рамой и передней вилкой). Один рычажок нажимаешь - вилка "выстреливает", второй жмешь - велосипед из длинного превращается в высокий. Посмотрел, оценил, внес кое-какие коррективы и сделал своего "Ангела". Желтый он потому, что это любимый цвет Баронаса. А ангел? "По ассоциации со шпилем Петропавловской крепости, - объясняет Игорь. - Я поднимался по нему во время реставрации, запомнилось ощущение "полета над городом". Когда "рулю" по городу на моем "Желтом ангеле", состояние сходное.

    С некоторых пор конструирует он велосипеды и для людей с проблемами здоровья. Первым тут стал петербуржец Александр Нилиц. Беда случилась с ним в 2009 году. Обычная, как поначалу казалось, простуда дала осложнение на ноги, Александра Владимировича парализовало. Несколько месяцев был недвижим. Он, правда, сдаваться не захотел, обустроил в квартире с помощью близких небольшой тренажерный комплекс, чтобы не дать мышцам атрофироваться. Стал заниматься. Первое время было очень тяжело. Но постепенно мышцы рук, спины крепли, научился садиться.

    - А потом поймал себя на мысли, что если могу заниматься дома, почему бы не делать этого на свежем воздухе? - говорит Александр Владимирович. - По улице я передвигался на инвалидной коляске, от которой очень уставал, прежде всего морально. Привык быть сам себе хозяином во всем, много двигаться, а тут - паралич ног. Про Баронаса узнал случайно. Созвонился, мы несколько раз встретились, внося коррективы в предложенную им конструкцию. И двух месяцев не прошло, как у меня появился отличный велосипед!

    Сейчас у 67-летнего Нилица их уже два - один для города, другой дачный. В городской вариант Баронас привнес несколько ноу-хау, позволяющих инвалиду преодолевать бордюры, пороги, не бояться крутых виражей. Что немаловажно: крутит педали Александр Владимирович самостоятельно - конструкция позволяет. И надежда полностью восстановиться, снова начать ходить без посторонней помощи, обрела реальность.

    Еще один лечебный веломобиль Баронаса можно встретить на улицах Твери. Его он сделал минувшей весной для бывшего спортсмена, несколько лет назад получившего травму позвоночника во время катания на снегоходе. Этот веломобиль - трехколесный (трайк), но достаточно компактный, легко "въезжает" в лифт стандартного жилого дома. По просьбе жены заказчика, увлекающейся горными велосипедами, чисто технические возможности, "заложенные" конструктором в трайк, таковы, что позволяют седоку без проблем преодолевать горные и грунтовые дороги, лесные тропинки.

    Сейчас Игорь Баронас работает над велосипедом для 6-летнего петрозаводского мальчика с тяжелой формой ДЦП. Об этом попросил отец ребенка. Посоветовавшись, они с Игорем решили делать тандем. Мальчик будет сидеть впереди, у него - свои педали с клипсами, чтобы прочно удерживать стопы ног, сиденье со спинкой и ремнем безопасности. Место его отца сзади. Руль - один на двоих. Длинный. Держась за него, отец сможет прикрывать собой малыша, а главное, контролировать каждое его движение.

    Интересуюсь у велоконструктора, сколько времени уходит у него обычно на создание такой техники? Отвечает: все зависит от сложности и размеров конструкции, а также от пожеланий заказчика. Для мальчика из Петрозаводска на всю работу, от идеи до воплощения, потребовался месяц.

    Поделиться