09.06.2015 15:25
    Поделиться

    Ученые объяснили исчезновение малайзийского Boeing 777

    Прикладные математики из США и Катара сделали попытку объяснить бесследное исчезновение самолета Boeing 777, следовавшего рейсом 370 Malaysia Airlines. Результаты исследований они опубликовали в журнале Notices of the American Mathematical Society.

    Ученые представили вхождение самолета из атмосферы в океан как классическую проблему гидроаэродинамики, связанную с проникновением тела из среды одной фазы (воздуха) в среду другой фазы (воды). На суперкомпьютере математики построили модель явления, в рамках которой рассмотрели пять возможных сценариев развития событий с Boeing 777. Модель ученых учитывает массу, геометрию и моменты инерции самолета, а также данные о состоянии атмосферы, вязкости жидкости, ускорении свободного падения и другие параметры.

    Как отметили специалисты, которых цитируют СМИ, в моделировании они пренебрегли выталкивающей силой и замедлением скорости самолета при его вхождении в воду. Кроме того, симуляция не учитывает того, что при скорости вхождения в воду около 70 метров в секунду возможно разрушение самолета. Кроме того, в исследовании ученых вода моделировалась как сжимаемая жидкость, что объяснялось сходимостью применяемых в рамках вычислительной гидродинамики алгоритмов.

    Наиболее удовлетворительным сценарием затопления самолета оказался четвертый, согласно которому самолет осуществил вертикальное вхождение (или близкое к таковому) в воду. По мнению ученых, такое проникновение самолета в воду обеспечило отсутствие наблюдаемых фрагментов воздушного судна, а также каких-либо разливов его топлива и других следов аварии.

    "РГ" попросила прокомментировать  это сообщение генерального  директора Международного консультативно-аналитического агентства "Безопасность полетов" Сергея Мельниченко.

    - Информация о том, что математическая модель с использованием какого-то суперкомпьютера была создана американскими учеными, прозвучала, - сказал Сергей Мельниченко. -  Ее нельзя вырывать из контекста. Это не новое исследование. Я воспринимаю это как ответ на обвинения со стороны группы независимых расследователей, который прозвучал первый раз в 20-х числах апреля, второй раз - в конце мая. Обвинение сводится к следующему: определенной группой спутниковой навигации были засечены несколько сигналов от двигателей исчезнувшего воздушного судна. Есть много технических вопросов, на которые ответа вроде бы не получено, но поиски ведутся с каким-то завидным упорством только в одном районе земного шара. Они сдвигаются то ближе к Австралии, то дальше от нее. Но это все равно один регион Индийского океана.

    Информация о том, что самолет вошел в воду под прямым углом, ничем не лучше и не хуже того предположения, что самолет просто очень гладко спланировал после отключения двигателей. И не разбился. Тем более, на памяти есть пример, когда вылетавший из аэропорта "Ла Гвардия" в Нью-Йорке самолет столкнулся с птицами и без тяги двигателей приводнился на реку, причем никто не пострадал.

    Мне кажется, такая теория тоже имеет право на существование, потому и обломков нет. Мне было бы намного интереснее узнать от известных американских ученых, которые используют суперкомпьютеры, где все-таки то место, где исчез самолет. Не как он вошел в воду, а где конкретно. Неужели суперкомпьютеры не могут обработать всю информацию, которая есть, и  выяснить, где нужно искать?

    Официальное расследование продолжается или уже закрыто?

    Сергей Мельниченко: Официальное расследование продолжается. В начале года австралийцы закинули "удочку", опубликовав в открытой печати якобы утечку информации о том, что к концу апреля поисковые работы будут свернуты. Вы знаете, как это делается - посмотреть на реакцию. Реакция была предсказуемой. Было очень много возмущения со стороны китайцев, со стороны родственников пропавших пассажиров. Поэтому поисковые работы ведутся. Конечно, не в том объеме, как раньше, в намного более ограниченном. Но зоны поиска расширяются: они смещаются в одну, в другую сторону. Однако пока результата нет. Невольно возникает вопрос: может быть, действительно, не там ищут?

    Высказывались разные версии. Одна из них, что самолет был угнан. Эта версия остается?

    Сергей Мельниченко: Я думаю, да. Просто так ничего не случается. Кто-то должен был отключить радиосвязь. Кто-то должен был отключить приемоответчики, кто-то должен был отключить систему связи с землей ACARS. Это же не само по себе произошло, это намеренное действие человека.

    Я думаю, что в любом случае это был злой умысел. Чей злой умысел, нам пока неизвестно. Но была попытка связаться по мобильному телефону второго пилота. Связь была установлена, звонка не произошло. Это было уже после того, как связь с экипажем исчезла. Что это было? Ответ есть? Ответа нет. Непонятно.

    Пока исчезновение Boeing 777 остается одним из самых загадочных?

    Сергей Мельниченко: К сожалению. Если мы хотим быстро перемещаться из одной точки в другую точку, то должны понимать, что такие перемещения всегда будут связаны с риском.

    Справка "РГ"

    Boeing 777 летел 8 марта 2014 года из Куала-Лумпур в Пекин. Связь с ним была потеряна, когда воздушное судно находилось над Южно-Китайским морем. Следов аварии в районах предполагаемой катастрофы обнаружить не удалось. Экипаж в составе 12 человек, а также 227 пассажиров рейса впоследствии были признаны погибшими. Эксперты до сих пор не пришли к единому мнению о причинах случившегося.

    Поделиться