09.06.2015 21:10
    Поделиться

    В Новосибирске разработали электронного диагноста

    В Новосибирском технопарке разработали электронного диагноста
    Не выплачивать больничные тем, кто не проходит профосмотры. С такой идеей выступил один из депутатов Госдумы. Мера, конечно, крайняя, но доля истины в ней есть. Сами врачи сетуют, что россиянин плохо заботится о своем здоровье. Не слушает советы медиков, не борется с вредными привычками, не соблюдает элементарных принципов здорового питания.

    Хотя каждый знает, что болезнь гораздо легче предупредить, чем вылечить. Но поход в поликлинику для нашего человека почти как путешествие за три моря. Ведь нынешняя система здравоохранения мало приспособлена для профилактики и предупреждения заболеваний. Попробуйте прийти в свою "районку" с жалобой на плохое самочувствие. Думаю, после такого визита оно только ухудшится. Конечно, в частной медицине очереди нет, врач готов внимательно выслушать любую жалобу. Но он заинтересован найти у вас уйму болезней, ведь главная цель коммерческих клиник - прибыль.

    Новосибирские ученые предлагают пациенту самостоятельно оценивать свое здоровье. Поставить себе если не окончательный диагноз, то понять, на что прежде всего обратить внимание. И оценить действия врача: действительно ли вам нужна та или иная процедура. Насколько это реально, не имея медицинского образования? Сегодня уже реально, ведь на помощь приходят современные технологии. Ученые Новосибирского технопарка разработали интеллектуальную справочную систему "Аймедика".

    - Человек, у которого есть какие-то проблемы со здоровьем, чувствующий какое-то недомогание, вводит свои данные и отвечает на вопросы компьютера, - рассказывает руководитель проекта, кандидат технических наук Евгений Гайслер. - А в ответ получает рекомендации: к какому специалисту ему лучше обратиться, на какие симптомы обратить внимание врача и какие следует сделать анализы и пройти обследования, чтобы поставить точный диагноз.

    Сегодня компьютер уже способен распознать более 500 болезней

    "Аймедика" обрабатывает более 20 миллионов источников информации, включая наиболее полную англоязычную базу данных медицинских и биологических публикаций PubMed. Новосибирские специалисты разработали алгоритмы для диагностики 531 недуга. Но достаточно ли этого, ведь в последней версии Международной классификации болезней насчитывается уже около 2500 заболеваний?

    - Сейчас наша система охватывает проблемы 95 процентов пациентов во всем мире, - говорит Евгений Гайслер. - Мы ориентируемся на частоту заболевания на территории России. Но поскольку россияне отдыхают и в южных странах, инфекционные тропические заболевания тоже включены в каталог. А если болезнь за последние 10 лет упоминалась всего 3 - 4 раза, то достоверной статистики не наберешь, поэтому самые редкие случаи мы не включаем - нельзя объять необъятное.

    Аналогом новосибирской разработки является американский суперкомпьютер IBM Watson, умеющий ставить диагноз пациенту. В его памяти хранится огромное количество больничных отчетов. Пакет данных пациента Watson сравнивает с накопленной базой и на основании этого ставит диагноз, а также ищет успешные методы терапии. Но обращение к суперкомпьютеру стоит огромных денег.

    А новосибирская "Аймедика" работает на любом компьютере, планшете или смартфоне, подключенном к Интернету. Как удалось добиться такой эффективной работы при обработке огромного массива данных?

    - Наше ноу-хау - эффективные алгоритмы экстракции данных из Интернета, - поясняет Евгений Гайслер. - В отличие от суперкомпьютера IBM, работающего только с пакетом данных, у нас диалоговый режим. Программа сама определяет, какие вопросы задать больному - это намного эффективнее, чем "тупой" поиск по базам данных.

    Кстати

    Система "Аймедика" выдает вероятность заболеваний в процентах. Кроме того, указывает профиль медицинских специалистов, относящихся к нужной пациенту области, а также перечень анализов, которые необходимо сдать. Для этого необходимо в компьютер ввести возраст, рост, вес, выбрать "свое" из предложенного машиной списка жалоб, ответить на ее вопросы.

    Поделиться