На круглом столе "Толстые журналы в тощие годы" руководители литературных журналов констатировали катастрофическое падение тиражей и предлагали исправить ситуацию методами, похожими на фантазии Манилова.
- Если бы питерским журналам передали зарплату хотя бы одного завалящего, второго состава, игрока "Зенита", то, наверное, этих миллионов евро хватило бы на выпуск журнала до конца столетия, - подсчитал Александр Казинцев, заместитель главного редактора "Нашего современника".
Литературный куратор "Журнального зала" Сергей Костырко объяснил, насколько упали гонорары литераторов:
- В советское время в "Литературном обозрении" платили 400 рублей за лист. Если перевести гонорар в цену булки хлеба, то сейчас эта сумма эквивалентна 2,5 тысячам долларов. Такую оплату труда никто себе позволить не может. Поэтому сейчас, чтобы получить качественные тексты, редакторы ищут любую мотивировку - кроме финансовой.
Сергей Чупринин руководит "Знаменем" с 1993-го, за это время тираж журнала упал в 400 раз. И причина этого не в качестве литературы, не в эффективности менеджемента, а в том, что читатель изменился, считает главный редактор.
- Страна предпочитает писать, а не читать, - констатирует Чупринин. - Когда-то на весь Советский Союз приходилось десять тысяч писателей. Сейчас на сайте Стихи.ру опубликованы тексты 685712 поэтов. Если бы каждый из них купил хотя бы одну книжку или журнал - какие это были бы тиражи, гонорары и социальный престиж! И ничем особым жертвовать при этом не придется: журнал стоит как три чашки кофе или полкило сосисок.
Менять сосиски на литературу читатель не торопится из-за миграции: по мнению Чупринина, читатель ушел из толстых журналов в телевизор или социальные сети:
- Коротенькие, емкие тексты облегченного восприятия публикуются здесь и сейчас, а не через четыре месяца, как в "Знамени". Их можно комментировать, можно удалить, словом, ими можно распоряжаться. Вот в чем дело: сейчас читатель становится распорядителем культурного пространства.
При этом интереса к большой литературе читатель не утратил: фестиваль выявил дефицит, если не сказать голод на литературные события в Екатеринбурге. Набитые под завязку залы, где проходили фестивальные мероприятия, не назвать иначе, чем "кошмаром пожарного". Скажем, на творческий вечер поэта Ольги Седаковой набилось зрителей в три раза больше, чем вмещает зал: любители поэзии безропотно простояли два часа плечом к плечу, как селедки в бочке.