01.06.2015 12:20
    Поделиться

    В Москве покажут советские плакаты и лис-оборотней Виктора Пивоварова

    Несмотря на начало сезона отпусков в музеях и галереях Москвы открывается немало интересных выставок. В обзоре "РГ" - самые заметные из них.

    Рупор идеологии

    С 17 июня в Еврейском музее и центре толерантности можно будет увидеть выставку "Процесс о трех миллионах" - 200 плакатов от 34 художников.

    Все они происходят из коллекции известного адвоката и коллекционера Александра Добровинского. На сегодняшний день его собрание насчитывает более полутысячи уникальных листов, среди которых классические образцы коммерческой рекламы и первые советские киноафиши.

    Смена государственного режима начала прошлого века ввела в визуальную культуру страны новый тип коммерческого плаката. "Продать" населению нужно было не только консервы, фильмы, сигареты, но и идеологию. В итоге плакат стал одним из ведущих жанров в искусстве, а художники создавали по своей сути шедевры. Посетителям представят лучшие образцы плакатов от Василия Кандинского, Александра Родченко, Владимира Маяковского, Натальи Гончаровой, Александра Дейнеки.

    Лиса-оборотень в Музее Востока

    5 июня в Музее Востока откроется выставка классика московского концептуализма Виктора Пивоварова "Лисы и праздники". Пивоваров, Булатов и Пригов - три столпа, на которых держался советский концептуализм. А те, кто не увлекается авангардом, точно знают Пивоварова по его иллюстрациям любимых с детства книг Андерсена, Чуковского и Сапгира. Ему же принадлежит логотип журнала "Веселые картинки".

    Новая выставка Пивоварова посвящена образу лисы в религиозно-мифологической традиции стран Востока. Больше всего художника интересует лиса-оборотень, способная превращаться из животного в очаровательную девушку, которая приносит несчастья всем, кто с ней встречается. По сути, весь проект - это причудливая игровая мистификация.

    Боль войны

    В Центре фотографии им. братьев Люмьер 10 июня откроется выставка британского фотографа и журналиста, лауреата Пулитцеровской премии и первой премии World Press Photo, Джеймса Хилла "Между войной и миром".

    После получения диплома Оксфордского университета по истории и диплома фотожурналиста главного колледжа журналистики Великобритании London College of Printing в 1991 году Джеймс Хилл уезжает из Англии в Киев, чтобы воочию увидеть распад Советского Союза. Уже почти двадцать лет Хилл снимает исключительно "горячие точки" планеты. На его снимках запечатлена боль войны: здесь и Чечня, и Беслан, и Афганистан, и Ирак. В Афганистане Хилл снимал на протяжении 3-х месяцев после событий 11 сентября, в 2003-м снимал Ирак, следуя за американской армией. В бесланской школе №1, где были взяты заложники, он провел две недели. Фото передают весь ужас произошедшего: сквозняк, перебирающий ковер из тетрадей на полу, простреленные стены, детские рисунки. О своих работах Хилл говорит: "Несмотря на то, что эти моменты визуально остановлены, многие из них остаются для меня эмоционально неразрешенными, требующими внимания много лет после того, как я их запечатлел".

    Снимки Джеймса Хилла, посвященные событиям в Афганистане, получили Пулитцеровскую премию в 2002 году в номинации "Жанровая фотография", серия фотографий о войне в Ираке - премию NPPA в 2003 году в номинациях "Лучший в фотожурналистике" и "Лучший новостной репортаж в сети Интернет". А за фоторепортаж о Беслане Хилл получил первую премию World Press Photo в разделе "Общие новости".

    Увидеть мобили в ГМИИ

    С 9 июня по 30 августа в ГМИИ им. А.С. Пушкина открыта ретроспектива работ американского скульптора Александра Колдера (1898-1976). Колдер - пионер кинетического искусства. Он воплотил в жизнь мечту русских конструктивистов - передать движение в его чистейшей форме, создав причудливые объекты-мобили, двигающиеся от потоков воздуха.

    Экспозицию откроют ранние проволочные скульптуры, созданные Колдером в Париже, куда он впервые приехал в 1926 году. Фигуры животных, цирковых акробатов, портреты знаменитостей и друзей художника подобны "рисункам в пространстве". Среди знаменитых работ этого периода "Хелен Уиллс" (1927), "Геракл со львом" (1928) и многофигурная "Арена цирка" (1929). Кроме того, посетители выставки смогут увидеть самый первый мобиль, созданный Колдером, - "Красный, белый, черный и медный" (1934).

    Вернувшись из Европы в США знаменитым, Колдер создает сложные подвижные элементы со сквозными отверстиями "Красный доминирует" (1947), "Осина" (1948), "Голубое перо" (1948), а также легендарный "Черный мобиль с отверстием" (1954). Работам "американского" период на выставке посвящен отдельный зал.

    Алиса все-таки существует

    Политехнический музей 5 июня откроет выставку "Алиса в стране наук". Проект приурочен к 150-летию со дня выхода в свет первого издания "Алисы в Стране чудес". Организаторы обратились к ученым, и решили у них узнать, насколько происходившее с известной кэрролловской героиней возможно с точки зрения науки.

    Выставочное пространство разделено на пять залов, в каждом из которых наглядно показаны самые интересные явления во Вселенной. Экспонаты можно трогать, а иначе как понять, что такое "кротовые норы" и как рождаются и умирают звезды. Например, все помнят эпизод: Алиса упала в кроличью нору, съела волшебный пирожок и увеличилась в размерах. Современные ученые дают научное объяснение и этому факту с помощью таких понятий как всемирное тяготение, Большой взрыв и постоянно расширяющая Вселенная.

    Поделиться