27.05.2015 22:40
    Поделиться

    Евгения Симонова: Я никогда себе не нравилась

    Народной артистке России, приме Театра им. Маяковского ни за что не дашь ее лет, но сама Евгения Павловна к этому относится более чем спокойно. И с обозревателем "РГ" она предпочла делиться не секретами вечной юности, а размышлениями о том, что считает в своей жизни главным.

    Домашний театр

    - Однажды в школе на уроке литературы нам показывали фильм про Муму. После чего все пошли на математику, а меня в сопровождении учителя отправили  домой: я не то, что не могла уже решать задачи - я не знала, как жить дальше! Так что если у меня и были какие-то актерские задатки, то это, прежде всего - повышенная чувствительность. Я в детстве быстро и легко начинала плакать, была отзывчива на беды окружающих, а в актерской профессии едва ли не самое главное качество - это способность чувствовать чужую боль как свою. Без оголенности, тонкокожести тут очень трудно.

    Моим первым режиссером, еще в детстве, был родной брат, Юрий Вяземский. Мы оба учились в музыкальной школе, и он ставил дома оперы, балеты, в которых  у меня были сольные номера с хореографией. Все наши игры проходили под музыку, а несколько классических опер мы с ним просто знали наизусть, со всеми хорами, речитативами, дуэтами и ариями. И выступали с этим репертуаром дома перед родителями и у них на работе, перед соседями на даче. Потом, уже студентом, Юра немного научил меня играть на гитаре и мы с ним выступали с английскими песенками. Так что, в отличие от многих будущих артистов, я ни в какой самодеятельности не участвовала, выступала только с ним.

    А моя профессия, честно говоря, возникла случайно - я собиралась в педагогический, год занималась с репетиторами, но папа, профессор-нейрофизиолог, так интересно рассказывал про свои лекции в Школе-студии МХАТ...

    С самолета без парашюта

    - Меня бы выгнали из Щукинского училища очень быстро, если б не мой педагог Юрий Катин-Ярцев. Весь первый семестр у меня была такая скованность, такой "зажим", я всех стеснялась! Показываем этюд: дают тему, вверх сразу несколько рук, а я смотрю на них с ужасом и думаю - неужели ребята и вправду хотят что-то показать, неужели они знают, что делать? По мне - так они с самолета прыгали без парашюта. А я сижу, не могу себя заставить выйти перед всеми. Юрий Васильевич, видя это, просил меня приносить гитару. И все делали этюды, а потом он говорил - ну, а теперь Женя нам попоет. Петь я не боялась.

    К концу семестра у меня не было ни одного этюда на зачет, и даже Катин-Ярцев говорил, что если я себя не преодолею, то дальше ... будет совсем трудно. А по весне вдруг что-то стало открываться, или количество в качество перешло, или моя чувствительность нашла, наконец, себе применение.

    Туфлей по мячу

    - Так вы говорите, меня помнят только по ролям в "Афоне", "В бой идут одни старики" и "Обыкновенном чуде"? Ну почему же люди не ходят в театр?! Почему они так себя обкрадывают?! Ведь это такая фантастическая составляющая нашего существования, жизнь, которая рождается и умирает в один вечер! Пленка, видеофайл - это ведь репродукция, которая передает только сюжет, но не передает реакции между сценой и залом, совершено уникальное ощущение. У театра совсем иной масштаб и глубина другая, нежели у кино. Но кино фиксирует момент - а театр нет. Хорошо, когда в жизни актера есть и то, и другое...

    Безусловно, я свои ранние фильмы вспоминаю с огромной благодарностью. Началось все с Леонида Быкова, с картины "В бой идут одни старики". И это было сказочно, на съемках была одна семья и мне казалось, что в кино бывает только так, а потом выяснилось, что так почти не бывает, и это просто был подарок судьбы.

    К 25 годам мой стаж в кино составлял уже семь лет, потом было время, когда меня вообще не снимали - а потом случился ... следующий подарок, который мне на 50-летие придумал мой муж Андрей Эшпай, фильм "Многоточие".

    В кино я почти никогда не получала удовольствия от процесса, мне нравилось общаться с людьми, творческий процесс я всегда больше ценила в театре. А Андрей создает на площадке некую сферу, внутри которой очень хочется быть, он постоянно в поиске, терпеть не может наработанные заготовки. Помните, в "Многоточии" героиня играет в футбол в мастерской? Этой сцены не было в сценарии, по сценарию мы должны были с Цыгановым по дивану кататься, но вдруг возникла идея этого футбола в красном платье, в пыли по щиколотку, я все пыталась длинным носком туфли попасть по мячу... Отсняли массу дублей,  и в результате вышла одна из лучших сцен фильма.

    В кино меня сейчас зовут мало, снимаюсь в небольших сериалах, часто у Андрея, с которым у меня практически полное совпадение вкусов и интересов,  Так, сейчас по Первому каналу идут "Взрослые дочери", такое народное кино, замечательное по глубине и тонкости. Только что я снялась у Андрея Соколова в "Память осени" и моей партнершей была великая русская актриса Инна Михайловна Чурикова.

    Паззл сходится

    - Я никогда не была красивой и никогда, особенно по молодости лет, себе не нравилась. Посмотрев "Афоню", я рыдала рядом с просмотровым залом, Данелия не мог понять, что происходит со мной - а я просто увидела на экране свою толстую, с маленькими глазками, физиономию.

    Театральный режиссер Александр Вилькин мне очень-очень давно сказал: "Женя, у вас нет ни красоты, ни темперамента, ни голоса, ни многого другого, но у вас есть воля!" Да, я всегда была сильнее своих "юных" героинь и быстро начала тяготиться ими. Это, конечно был, с одной стороны, подарок судьбы - столько заметных ролей в самом начале пути, а с другой - бремя, тебя воспринимают только в таком качестве. Надо было двигаться дальше внутри себя, если замрешь, то будешь неинтересна и не нужна.

    И я всегда хотела пробовать себя в новом возрасте и в новых характерах, уходить от этих "солнечных девочек" и потому переход на возрастные роли прошел очень легко. Мне было меньше 50, когда мы начали репетировать в Маяковке "Трех высоких женщин" Эдварда Олби, где одной героине за 26, другой за 52 и третьей - за 90. И когда мне досталась 90-летняя, то первое что я подумала - как это безумно интересно! Я вряд ли доживу до этих лет, а тут получится посмотреть за горизонт! Эта профессия вообще дает возможность заглядывать в самые разные жизненные впадины, пропасти, котлованы, можно к самому краю подходить и проверять свои ощущения.

    Так что только годам к 50 я стала приходить к какому-то внутреннему согласию, а уж в свои 60, так просто очень хорошо себя ощущаю. И профессии и в жизни. Паззл мой начинает собираться.

    Стол мечты

    - У нас всегда был культ детей. Мы с Юрой росли и чувствовали, что наше существование в семье очень важно. Мама была всегда с нами, зная каждый наш шаг, разделяла все радости и горести ежесекундно и воспитала такое же отношение к детям и у нас.

    Когда у меня должна была родиться старшая, Зоя, я кончала "Щуку", и это был самый неподходящий момент для ее рождения! Показы в театрах, дипломные спектакли, в кино меня тогда на четыре картины утвердили, да еще Андрей Александрович Гончаров пригласил в Театр им. Маяковского... Но у меня и мысли не было, что я должна сделать какой-то выбор! Дочка должна была родиться, и я должна совмещать несовместимое, быть матерью и одновременно полноценным работником. Но, к счастью, рядом была мама - и я родила в начале ноября, а в феврале уже начала репетировать. С младшей, Марусей, я год просидела дома, хотя тоже рвалась на работу.

    Во мне с детства - тоска по большой семье. Когда мы с Андреем Эшпаем переехали 10 лет назад на новую квартиру, то купили этот стол, он раскрывается вон до той стенки, и я мечтала, что мои и Юрины дочки с мужьями и детьми будут сюда приходить, мы будем собираться большой московской семьей за этим столом. Но все девочки, кроме старшей Зои, разъехалась по разным странам. Я понимаю, что главное, чтоб у них было все хорошо - и у них все хорошо.

    Вопрос-ответ

    Ваш день рождения приходится на первый день лета. Как вы его обычно отмечаете?

    Евгения Симонова: Всегда по-разному, в разных местах и почти всегда - на гастролях, так что чаще всего меня поздравляли на сцене. Сорок лет пришлось на спектакли в Таллинне, в 50 лет я играла в "Женитьбе" Агафью Тихоновну, которой по пьесе 27. И вместо реплики "и 27 лет не провела в девках" я сказала "и 50 лет". В зале отчего-то не засмеялись... С этим юбилеем я сначала ничего не хотела устраивать, но потом все-таки решила, что я уже 39 лет работаю в Театре Маяковского и это мой второй дом, бывавший не раз и первым. Поэтому мы решили с Андреем собраться с моей театральной семьей - и влегкую, без пафоса отметить дату.

    10 главных фильмов Евгении Симоновой
    1. "В бой идут одни старики"
    2. "Афоня"
    3. "Пропавшая экспедиция"
    4. "Школьный вальс"
    5. "Обыкновенное чудо"
    6. "Баламут"
    7. "Двадцать шесть дней из жизни Достоевского"
    8. "Рафферти"
    9. "Дети Арбата"
    10. "Многоточие"
    Поделиться