27.05.2015 00:20
    Поделиться

    Ольга Забралова: У каждого колледжа Подмосковья появится работодатель

    Ежегодно из подмосковных колледжей выпускаются 15 тысяч специалистов среднего звена. А подмосковным предприятиям каждый год требуется не менее 36 тысяч новых рабочих рук. Чтобы ликвидировать диспропорцию, которая больно бьет по экономике региона, власти начали реформировать систему профессионального образования. О том, как идет реформа, когда перестанет ощущаться дефицит рабочих профессий и почему сегодня комбайнером быть престижней, чем юристом, "РГ" рассказала зампред правительства Московской области Ольга Забралова.

    - Ольга Сергеевна, давайте смоделируем ситуацию: я мама девятиклассника, который стоит перед выбором - оставаться в школе и потом поступать в вуз или уходить в колледж за рабочей профессией. Что посоветуете?

    Ольга Забралова: Если ребенок действительно выбирает между вузом и колледжем, нужно оценить перспективы обоих вариантов. И прежде всего задаться вопросом: где он будет работать, получив образование? Куда трудоустроится новоиспеченный менеджер, юрист или экономист, спрогнозировать сложно. А выпускник колледжа "Московия" пойдет работать в аэропорт Домодедово на стартовую зарплату в 30 тысяч рублей.

    - Откуда такая уверенность, что выпускника "Московии" в Домодедово ждут?

    Ольга Забралова: Колледж и аэропорт работают по договору государственно-частного партнерства, когда работодатель, участвуя своими деньгами в развитии учебного заведения, подбирает кадры буквально со школьной скамьи. Устанавливает надбавку к стипендии, приобретает учебные пособия. Например, на территории "Московии" создан мини-аэропорт с настоящим "Боингом". И студенты за время обучения проходят весь профессиональный функционал - от приема багажа у пассажиров до проверки готовности судна к взлету. Плюс производственная практика в настоящем аэропорту. На выходе из колледжа Домодедово получает готовых специалистов, которых ни переобучать, ни даже знакомить с нюансами работы не нужно - каждого выпускника без дополнительных затрат можно сразу включать в полноценный рабочий процесс. И по такому принципу работает не только "Московия". Договоры с работодателями имеют 15 техникумов, среди которых Раменский дорожно-строительный, Луховицкий авиационный, Орехово-Зуевский колледж имени Бондаренко, где готовят специалистов для транспортной отрасли.

    - А сколько техникумов и училищ в системе профобразования области всего?

    Ольга Забралова: Год назад было 113. Сейчас 88. К 2018 году останется 50.

    - То есть, несмотря на имеющуюся потребность в рабочих руках, вы сокращаете количество учреждений среднего специального образования?

    Ольга Забралова: Мы их объединяем и укрупняем - именно из-за потребности в рабочих руках. Но сохраняем все 142 специальности, по которым в Подмосковье сегодня готовят рабочих, и преподавательский - не управленческий! - состав. Поставили перед собой задачу: к 2018 году каждый областной колледж должен иметь профильное предприятие, готовое взять на работу выпускников. Например, мы планируем подписать соглашение о государственно-частном партнерстве с Московской энергосетевой компанией. А сколько колледжей к ней прикреплять, если рабочих энергосетевого хозяйства готовят сразу в десятке учебных заведений? Все десять? Но тогда МОЭСКу десять раз придется участвовать в формировании учебной базы. Это экономически нецелесообразно, эффективнее объединить все профильные факультеты в одно юридическое лицо.

    К тому же область участвует в федеральном проекте по внедрению в колледжах дуального обучения, когда половину времени студент проводит в аудиториях, постигая теорию, а другую половину - на предприятии, практикуясь в рабочих навыках. И это тоже гораздо удобнее делать, когда предприятие рядом. К слову, сегодня студенты рабочих профессий в лучшем случае проводят на предприятиях 30% учебного времени. А в худшем - три месяца практики за 2,5 года учебы.

    - Значит ли это, что все колледжи в Подмосковье будут узкопрофильными? Условно говоря, хочешь стать механиком, езжай в Подольск, а парикмахером - в Лобню...

    Ольга Забралова: Не все. Будут, конечно, и профильные. Если, к примеру, колледж "Энергия" в Реутове специализируется на машиностроении, ему вряд ли необходим парикмахерский факультет. Но мы также создаем и многофункциональные ресурсные центры прикладных квалификаций с широким набором специальностей. Одним из направлений их деятельности является обучение по коротким программам взрослого населения. Первый такой центр появился на базе Красногорского колледжа, второй - в техникуме имени С.П. Королева. К 2018 году таких центров в Московской области будет 8. В прошлом году в Красногорском центре прошли обучение уже 424 человека, захотевших примерить на себя профессии специалистов по оптомеханике, кассиров Cбербанка, поваров, продавцов.

    - И швец, и жнец... Откуда такой разноплановый набор специальностей?

    Ольга Забралова: По заявкам работодателей. Прежде чем начать реформировать профобразование, мы полгода изучали рынок труда, потребности предприятий. Самыми востребованными оказались специалисты сферы услуг, в том числе и жилищно-коммунальных. Большой спрос в Подмосковье также на рабочих авиационной и ракетно-космической промышленности, металлургии и машиностроения, строительной и транспортной отраслей.

    - Сколько времени потребуется, чтобы эти заявки удовлетворить?

    Ольга Забралова: Думаю, пиковый спрос на рабочие руки мы сможем снять в течение пяти лет.

    - И опять же: откуда уверенность, что это получится? Проблема нехватки рабочих тянется годами - и не только в Московской области.

    Ольга Забралова: Отношение к рабочим профессиям меняется. Что сегодня говорят работодатели? На 30% мозгов им нужно 70% рабочих рук. Поэтому инженер среднего специального звена давно стоит дороже, чем его коллега с высшим образованием. И качество подготовки рабочих специалистов меняется тоже. Сегодня в сельском хозяйстве работают программируемые комбайны, которые под разные культуры делают пашню разной глубины. Чтобы на них пахать, нужно не только уметь комбайны водить, но и с компьютером быть на ты. Как вы считаете, кому будет проще совместить эти навыки - студенту вуза, который за пять лет три раза на поле выехал, или колледжа, где есть свое опытное поле, потому что здесь готовят комбайнеров? Или взять, например, станок с ЧПУ. В вузе научат его совершенствовать. Но профессионально работать на нем не научат - не предусмотрено в вузе станков. Зато в Химкинском техникуме они есть, куплены местным заводом по проекту государственно-частного партнерства. Между тем зарплата у высококвалифицированных операторов станков с ЧПУ составляет 40 тысяч рублей, а в оборонной отрасли - еще больше. Это сегодняшние реалии.

    - А сантехники в белых костюмах, которые меняют краны быстро и чисто, тоже реальны? Много о таких слышала, но видеть, увы, пока не приходилось.

    Ольга Забралова: Учится еще ваш сантехник в белом костюме. В нашем Королевском техникуме, где у студентов очень красивая рабочая униформа. А если без шуток - и это реалии. С 2013 года в России существует движение WorldSkills (WS), пропагандирующее мировые стандарты практической подготовки по рабочим специальностям или компетенциям, как их принято называть во всем мире. В рамках движения проводятся национальные чемпионаты по рабочим профессиям, на которых студенты должны доказать работодателю и независимым экспертам, что они мастерски умеют применять теорию на практике. Ребятам дается 22 часа чистого рабочего времени, чтобы они, например, с нуля проложили проводку в квартире. Или сварили металлоконструкцию так, чтобы швы соответствовали мировым стандартам. В первом национальном чемпионате наши студенты заняли 6 призовых мест. Во втором, прошлогоднем, - 9. 23 мая завершился третий чемпионат, в котором команда Московской области завоевала медали уже в 12 компетенциях. Это говорит о том, что конкурентоспособность областной системы профобразования год от года только растет.


    Автор:Инфографика РГ/Мария Пахмутова/Ирина Рыбникова
    Поделиться