25.05.2015 19:50
    Поделиться

    Депутаты Госдумы рассмотрят четвертый антимонопольный пакет

    ФАС сделает конкуренцию бизнеса в России более добросовестной и цивилизованной
    Над недобросовестным бизнесом сгущаются тучи: в Госдуме в ожидании второго чтения дожидается четвертый антимонопольный пакет. Он должен усилить роль Федеральной антимонопольной службы в борьбе с недобросовестной конкуренцией. Активное движение в этом направлении началось еще в прошлом году.

    "Российская газета" решила разобраться, как предприниматели относятся к нововведениям, усиливающим борьбу государства с нечестным бизнесом.

    В нашем распоряжении оказалось исследование "Анализ ключевых направлений деятельности ФАС за 2014 год: краткие итоги" некоммерческого партнерства "Содействие развитию конкуренции". В его основе лежит опрос практикующих юристов-консультантов, а также юристов бизнеса (около 100 экспертов), а также ученых в сфере антимонопольного права.

    В 2014 году ведомство Игоря Артемьева приняло решение расширить институт предупреждения. Так, если компания нарушает запрет на злоупотребление доминирующим положением, то ФАС не может автоматически штрафовать, сначала выдается предупреждение. Кроме того, такая форма регулирования, как предостережение, теперь может быть распространена и на органы государственной власти. Что это такое? Предостережение - когда представитель власти еще не нарушил антимонопольное законодательство, но есть вероятность такого нарушения, в этом случае ему выдается предостережение.

    Среди прочих изменений, по аналогии с налоговой процедурой, принято решение создать в антимонопольном ведомстве и апелляционную инстанцию. Теперь решения территориальных управлений могут быть пересмотрены в центральном аппарате ФАС по жалобе лица, участвующего в деле.

    "Все эти изменения бизнес и предприниматели поддерживают. Это калибровка действующего законодательства, и она поможет четко планировать хозяйственную деятельность", - рассказал "Российской газете" член некоммерческого партнерства Николай Вознесенский. Кроме того, ФАС предлагает также разрешить ввоз товаров без разрешения правообладателей в том случае, если товары законно выпущены в оборот за границей, не являясь контрафактом.

    В исследовании есть и результаты опроса бизнесов и юристов, их обслуживающих, относительно качества работы ФАС и его инициатив. Так, на вопрос "Как вы оцениваете качество проводимого ФАС анализа товарного рынка за последний год?" 76 процентов респондентов ответили, что они не заметили изменений, 7 процентов заметили ухудшение этой процедуры, а 17 процентов заметили улучшение.

    О чем идет речь? Если чиновники ФАС подозревают какого-то участника рынка в злоупотреблениях, то перед тем, как вынести в отношении его решение, антимонопольщики проводят анализ конкретного товарного рынка и на его основе такого принимаются меры. Кстати, в 2015 году в "профильный" приказ ФАС были внесены изменения, и теперь такой анализ рынков проводится и при расследовании возможных картельных сговоров. "Мы ожидаем повышения качества проводимой работы со стороны ФАС", - сказала "Российской газете" председатель генсовета НП "Содействие развитию конкуренции" Анна Нумерова.

    Также интересно, что большинство экспертов положительно оценивают дальнейшее расширение составов недобросовестной конкуренции, закрепленных в законе о защите конкуренции. "За" высказалось порядка 51 процента респондентов, нейтрально - 32 процента, а отрицательно - 16 процентов. Если сейчас есть только одна статья с возможными вариантами нарушений, то теперь таких статей может стать около десяти. К примеру, могут появиться такие составы, как дискредитация конкурента, а также использование чужой деловой репутации.

    Эксперты также предлагают антимонопольной службе подумать об усилении значения процедур комплаенс и его законодательном регулировании. Это внутренняя система обнаружения и хэджирования рисков, которые может обнаружить сама компания, связанных с возможным нарушением антимонопольного законодательства, предусматривающая профилактику и недопущение нарушений в области защиты конкуренции. 58 процентов экспертов считают, что ответственность компаний должна смягчаться в случае проведения такой процедуры, а 42 процента респондентов считают, что в этом случае ответственность должна отсутствовать вовсе.

    Поделиться