15.05.2015 12:44
    Поделиться

    Михаил Горбачев извинился за просчеты антиалкогольной кампании

    Исполняется 30 лет с момента старта знаменитой горбачевской антиалкогольной кампании.

    Два деда Михаила Горбачева были трезвенниками, отец также не имел пристрастия к алкоголю, не превышая меры фронтовых сто грамм. Сам Горбачев тоже не имел охоты к выпивке. Однако - запомнившаяся всем своей неловкостью и административными переборами антиалкогольная кампания вовсе не была его личной инициативой.

    В интервью корреспонденту "Комсомольской правды", пришедшему к последнему советскому генсеку накануне 30-летия кампании по борьбе с пьянством, Михаил Горбачев рассказал о первом алкогольном опыте. Ему, еще подростку - отец с товарищами - по фронтовому - налили в алюминиевую кружку обжигающего спирта, чтобы обмыть окончание первой уборочной. Ошеломляющее впечатление сразу отбило интерес к спиртному. "Вы видите перед собой человека, который никогда не имел желания выпить".

    Об угрозе пьянства в доме Горбачева говорили не раз. Раиса Максимовна, преподавая философию в сельхозинституте, рассказывала мужу, что коллеги после работы через день выясняют, чья сегодня очередь идти за вином. Ее саму, правда, решались просить купить колбасы на закуску.
    Вечером она говорила мужу: "Слушай, что-то ненормальное происходит! Что-то надо делать".

    Но и это, несмотря на модное мнение о большом влиянии на Горбачева его жены , не сделало его инициатором антиалкогольной кампании. Все было серьезно, скучно и бесповоротно.

    Просто к тому времени ЦК уже шесть лет планировал антиалкогольные меры, начав это еще при Брежневе. Причем, по признанию Горбачева, и он это делал не по доброй вроле. "Леонида Ильича принудили согласиться с этой идеей". Брежнев по сути был против, и с кампанией тянули.

    - Помню, Громыко (министр иностранных дел СССР) рассказывал: "Едем из охотничьего хозяйства "Завидово", я говорю: слушай, Леонид (они были на ты), что-то надо делать. Ужас же! Вся страна пьет. Брежнев молчит. Едем (за рулем сам Леонид Ильич - он любил машины). И вдруг генеральный говорит: "Знаешь что, Андрей, наш русский народ не может без водки", - рассказал "КП" Михаил Горбачев.

    Но постепенно и Брежнева переубедили, и Андропов, став генсеком, включился в эту "тему", и Черненко.

    Когда кампания была подготовлена, написали письмо в 200 крупных трудовых коллективов. Антиалкогольные меры поддержали все, даже горькие пьяницы. Кто-то радикально предлагал даже "сухой закон".

    Хотя встречались и саркастические отклики про то, что вы "там, наверху, свою долю выпили, а с народом - черт с ним?!"

    - Мы это, помню, бурно обсуждали на Политбюро, - вспоминает Михаил Горбачев.

    В реальности же антиалкогольная кампания встретила огромное неприятие. Горбачев стал героем частушек и анекдотов. Вырубались элитные крымские виноградники, бюджет потерял 12 миллиардов рублей.

    - Не надо было торговлю закрывать и провоцировать самогоноварение. Надо было все делать постепенно. Не топором по голове, - так оценивает кампанию сегодня сам Горбачев.

    Он признает ее своей ошибкой, отмечая, что главным идеологом ее проведения был все-таки Егор Лигачев. Тогдашний символ ретроградности и какой-то закоснелости ума и позиции, Егор Лигачев был тогда, впрочем, идеологом всего.

    Вел же кампанию Соломенцев. Михаил Горбачев считает, что, несмотря на перегибы, у нее были и положительные результаты: снизилась смертность - во время кампании умерло на 1,6 миллиона человек меньше, чем в предыдущие годы. Резко сократилось число несчастных случаев на производстве, на дорогах. И стало больше рождаться детей.

    Кампания, однако, была свернута, скорее, по финансово-экономическим причинам. Николай Иванович Рыжков, тогдашний председатель Совета министров, по словам Михаила Горбачева " слезы лил": такие деньги теряем.

    Поделиться