07.05.2015 09:06
    Поделиться

    Как устроен монумент "Родина-мать" на Мамаевом кургане

    Корреспондент "РГ" убедился в сохранности главного монумента страны "Родина-мать" на Мамаевом кургане
    В Волгограде завершаются масштабные реставрационные работы на Мамаевом кургане. Реконструирован зал Воинской славы, бассейн "Озера слез", площадь Героев. Что касается главного монумента, скульптуры "Родина-мать", то масштабная реставрация пройдет уже после юбилея Победы. Сейчас идет разработка проекта реконструкции, в том числе выпрямления ее вертикальной оси. Перед началом работ корреспондент "РГ" побывала внутри скульптуры.

    Упадет - не упадет

    - Вопреки расхожему мифу, на голове у "Родины-матери" нет ни кафе, ни смотровой площадки, - рассказывает старший научный сотрудник НИИ энергетических сооружений Александр Чернов. - Не надо путать наш символ с американской статуей Свободы. Но вот технологический люк, через который можно попасть наружу, действительно есть. Скульптура, полая внутри, имеет ячеистую структуру и состоит из прямоугольных камер размером три на три метра. Высота одного яруса - четыре метра. Мы находимся внутри скульптуры, в самом нижнем ее ярусе. Над нами - тонны армированного бетона.

    Скульптура строилась по монолитной технологии, передовой для того времени. Изнутри неотшлифованные стены до сих пор хранят отпечатки деревянной опалубки - в буквальном смысле следы истории.

    Как строители не запутались, сооружая всю эту конструкцию? Говорят, рядом с местом стройки стояла уменьшенная копия скульптуры, которая "росла" одновременно с основным монументом - так было проще представить, на каком этапе находится строительство.

    Еще один распространенный миф - подземелья под основанием скульптуры. Однако за годы работы обнаружить их нам так и не удалось.

    Изнутри пустотелую бетонную конструкцию стягивают стальные канаты в руку толщиной. Часть - по вертикали, часть - по горизонтали. К каждому прикреплен специальный электромагнитный датчик, измеряющий силу натяжения. Показания датчиков снимаются еженедельно, и если есть необходимость, напряжение канатов регулируется.

    Многотонное сооружение стоит на бетонной плите, толщина которой составляет полтора метра. Ниже - 16-метровый фундамент. При этом скульптура никак не закреплена на постаменте и держится за счет собственного веса.

    - Говорят, у Никитина и Вучетича спросили, а что если скульптура накренится? Авторы проекта якобы ответили, что, мол, ничего страшного, выправим домкратом. И даже оставили в стенах нижнего яруса пустоты под домкраты. Вот они, - показывает Александр Чернов.

    - Отклонение от вертикальной оси действительно есть, но оно не критично, - считает Александр Чернов. - Крен, связанный с основанием, составляет 90 миллиметров при максимально допустимом значении 246 миллиметров. Датчик на макушке показывает отклонение на 216 миллиметров, но эта величина связана еще и с деформацией самой скульптуры.

    "Пластика" для статуи

    Гораздо больше опасений у специалистов вызывает состояние железобетона, микротрещины. Мы поднимаемся по лестнице, размещенной внутри ячеек. По пути наш экскурсовод обращает внимание на датчики, установленные на трещинах, - специалисты наблюдают за их состоянием и поведением. Большинство находится в покое, но именно эти незаметные трещины представляют собой наибольшую опасность для "Родины-матери".

    - Особенно вредны такие зимы, как прошедшая, когда не было сильных и долговременных холодов, а морозная погода постоянно сменялась оттепелями. Влага проникает в трещины, замерзает, разрывает их. Поэтому главная задача сейчас - нанести гидрофобное покрытие, - поясняет Александр Чернов.

    Зачистка поверхности и нанесение покрытия займет несколько лет. "Родину-мать" придется одеть в строительные леса. Многое будет зависеть от финансирования и расчетных сроков проекта. Пока что в музее-заповеднике "Сталинградская битва" затрудняются даже сказать, произойдет это до или после чемпионата мира по футболу 2018 года. По словам директора музея Алексея Васина, такая же антикоррозийная обработка необходима и скульптурам на площади Героев рядом с "Озером слез" - они тоже разрушаются от непогоды и времени.

    ...С каждым ярусом проход становится все уже, пока не сжимается до неширокого вертикального тоннеля. Отсюда - подъем на небольшую площадку внутри головы скульптуры, выше - лестница к люку. Вид с макушки "Родины-матери" открывается необыкновенный: город, Волга, Заволжье - как на ладони. И словно драгоценный камень в траве, сияет внизу куполами храм Всех Святых на кургане.

    Тем временем

    Еще один объект, вызывающий интерес публики, но недоступный для посещения изнутри, - мельница Гергардта.

    Во время Сталинградского сражения оказалось, что пятиэтажная мельница, как и расположенный прямо напротив нее знаменитый Дом Павлова, занимают господствующее положение над местностью. Но если жилое здание восстановили в Сталинграде чуть ли не самым первым, то мельница долго оставалась разрушенной.

    - В моем детстве, в 1950-е - начало 1960-х годов, разрушенная мельница была излюбленным местом для игр, - вспоминает пенсионерка Нина Клименок. - Мы облазили там каждый сантиметр. Только сейчас, будучи взрослой, я понимаю, насколько это было опасно. Но тогда об этом не думали.

    Постройки, облепившие мельницу сразу после войны, окончательно снесли только после того, как приняли решение включить здание в музейный комплекс панорамы. Тогда же, в начале 1980-х годов, закрыли свободный доступ в развалины. Сейчас все окна забраны решетками, а само здание окружено забором. Снаружи таблички предупреждают о камнепаде: увы, мельница продолжает разрушаться.

    - Мельница была построена в 1900 году по новой для начала ХХ века технологии с использованием монолитного железобетона. Это было производственной необходимостью: сильно вибрировавшие паровые машины расшатывали и разрушали даже самые крепкие здания, - рассказывает старший научный сотрудник музея-заповедника "Сталинградская битва" Татьяна Приказчикова. - Железобетонный каркас сверху обложен красным кирпичом.

    Самый сильный за последние несколько лет камнепад произошел в 2011 году, после того как живописные руины использовали в качестве декорации для интерактивного мультимедийного шоу, устроенного ко Дню Победы. Музейщики теперь опасаются использовать здание в подобном качестве.

    Внутри здания мельницы сохранилась только одна угловая лестница, по которой можно подняться наверх. Часть здания вообще недоступна для пеших прогулок. Но изнутри развалины впечатляют масштабом повреждений.

    - Чтобы сохранить мельницу как часть музея, возможно, потребуется консервация объекта, - пояснила Татьяна Приказчикова. - Но это дело будущего.

    Поделиться