05.05.2015 00:43
    Поделиться

    Эксперт: Рынок закупок стал максимально прозрачным и открытым

    Немедленно вводить критерии отбора торговых площадок опасно
    Минэкономразвития объявило о намерении в скором времени разработать критерии для отбора электронных торговых площадок (ЭТП), работающих по 223-ФЗ и осуществляющих закупки госкорпораций и компаний с госучастием.

    По информации ведомства, эта мера будет направлена на сокращение количества таких площадок и, соответственно, снижение риска злоупотреблений. Сегодня закупки компаний с госучастием обеспечивают более 120 ЭТП, и такое "значительное число площадок не позволяет обеспечить оптимальный контроль за соблюдением требований 223-ФЗ", писал в октябре прошлого года глава минэкономразвития Алексей Улюкаев первому вице-премьеру Игорю Шувалову.

    Сегодня рынок ЭТП практически полностью сформирован. На нем эффективно работает множество компаний, созданных еще на заре этого процесса. Часть площадок была уличена в монопольном сговоре или ограничении конкуренции и ушла с рынка по решению Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Так что сегодня рынок закупок, в том числе и проводимых в электронной форме, максимально прозрачен и открыт и все действия его участников могут быть обжалованы в ФАС, которая рассматривает их на предмет соответствия 135-ФЗ. Если изучить по открытым источникам информацию о количестве публикаций и объеме аналитики этого рынка, ясно, что в таких условиях недобросовестное поведение участников торгов не может остаться незамеченным. Из более 120 ЭТП, включенных в список минэкономразвития, активную деятельность ведут лишь первые 30-40 площадок - у них много заказчиков и поставщиков, обеспечивается конкуренция и снижение цены при закупке.

    Сейчас ЭТП уже стали элементом управления затратами крупных заказчиков. Элементом постоянным, онлайновым, работающим, живым. Сейчас по 223-ФЗ могут работать все площадки из списка минэкономразвития, однако государство решило заняться регулированием этого рынка. Пока речь идет о создании отдельного органа, контролирующего закупки естественных монополий по добыче природных углеводородов. Понятно, что этот список может быть расширен.

    Пока что для площадок, работающих по 223-ФЗ, так же как и для работающих по 44-ФЗ, отсутствуют четкие критерии отбора. И немедленное введение их в условиях уже сложившегося рынка может быть опасно. Это надо было делать много лет назад, тогда, когда выходили первые законы о госзакупках. К примеру, можно в качестве критерия отбора задать дату образования площадки. Но дело в том, что среди тех, кто сегодня на нем успешно работает, есть и те, кому уже 7 лет, и те, кому 3 года. То же самое и с требованиями к персоналу - кто-то обеспечивает эффективность за счет новейших технологий, которые поддерживают 2 специалиста, а кто-то - руками 10 специалистов. Более объективным критерием может быть количество жалоб в ФАС и доля среди них удовлетворенных, если она невелика, значит, площадка работает хорошо.

    Кроме того, эксперты рынка задаются вопросом, стоит ли искусственно ограничивать число площадок, имеющих право работать по 223-ФЗ. По моему мнению, если площадка работает добросовестно, имеет много заказчиков и поставщиков, она будет жить. Если нет - она исчезнет с рынка по экономическим причинам. Конечно, с точки зрения чиновника, путем принятия жестких мер оставить на рынке вместо 30 эффективных площадок 10 очень выгодно - меньшим количеством легко управлять, их легко аудировать, регулировать и контролировать.

    Но есть и другие варианты, например, в банковской сфере. Центробанк отзывает лицензии у банков за регулярное нарушение в течение года давно известных норм, подтвержденное и камеральными проверками, и аудитом, и жалобами. В результате этот рынок остается высококонкурентным, и у всех нас есть выбор, в какой банк лучше отнести свои деньги.

    Такой подход мог бы стать дополнительным стимулом для постоянного повышения качества сервиса на рынке ЭТП. На первом этапе торговая площадка была просто местом, где встречались покупатель и поставщик. Сегодня она становится корпоративным инструментом управления затратами. Поэтому необходимо обеспечить, во-первых, стабильность, надежность и доступность ее работы. Во-вторых, предоставить клиентам всевозможную статистику, аналитику. Большое значение для повышения уровня доверия имеют рейтинги - они демонстрируют уровень открытости как поставщиков, так и заказчиков, формируют их репутацию на рынке. В-третьих, все более востребованными становятся сервисы, связанные с нормативно-справочной информацией. Ведь, имея единый отраслевой справочник товаров и услуг, и заказчики, и поставщики смогут точнее определить начальную максимальную цену, проверить спецификацию и многое другое.

    Есть и еще один выход - введение технологий саморегулирования, когда сами площадки формулируют стандарты, проводят аттестацию участников рынка и дают им отлагательный срок на приведение их бизнеса в соответствие этим стандартам. Кроме того, для вступления в ассоциацию необходимо заплатить взносы, которые могут пойти на покрытие рисков от ее недобросовестных участников. В свое время подобную ассоциацию организовали торговые площадки, обслуживающие арбитражное производство. Такая схема менее травматична для эффективных участников рынка.

    Таким образом, есть два основных пути: жесткое регулирование с уничтожением части эффективных субъектов на рынке и мягкое регулирование с постепенным приведением их к более высокому качеству. На мой взгляд, на горизонте 5 лет экономически более эффективным будет регулирование отрасли рыночными методами, а не жестким ручным управлением и жестким ручным отбором через формирование критериев или списков. Поэтому надо ввести мораторий на многочисленные поправки, дополнения к существующему законодательству и, самое страшное, инструкции.

    Сила закона в постоянности его действия. Учитывая масштабы экономики нашей страны, нельзя ожидать изменений через полгода после принятия закона.

    Поделиться