издается с 1879Купить журнал

17 мгновений любви

На фотографиях из семейных альбомов Она и Он побеждают - несмотря ни на что

Легко снимать новобрачных в свадебном салоне. А как на фронте? Да и есть ли место любви на войне?

Подборка фотографий из семейных альбомов старых солдат зримо доказывает: есть!

Москвичка Нина Михайловна Сазонова и ее подруги-ровесницы в годы войны служили дешифровщицами в разведывательной эскадрилье 1-й Воздушной армии. И, конечно же, летчики не оставляли без внимания красавиц в армейских гимнастерках. А то, что они были красавицы, свидетельствует снимок 2. (Нина Сазонова справа).

Под Кенигсбергом, в городке Бартенштайн, сержант Сазонова встретила Победу. А еще - своего суженого. Заместителя начальника аэрофотослужбы 1-й Воздушной армии капитана Василия Потапова. Прожила с ним долгие и счастливые годы. Лучшее тому подтверждение - две дочери, две Васильевны. И снимок 3., где Нина и Василий собирают цветы на маковом поле под Бартенштайном.

А на следующем фото (4.) молодые муж и жена Потаповы - уже после Победы - отмечают свадьбу в кафе. Нина сняла гимнастерку с сержантскими погонами, надела платье, шляпку и превратилась в очаровательную молодую женщину. Из ее же альбома и снимок 5.. Автоколонна разведэскадрильи остановилась на привал. Ну как тут не послушать патефон?! "Эх, Андрюша, нам ли жить в печали?"

Везло же этим летчикам - на каждом аэродроме своя танцплощадка (6.). Танцуй, пока молодой и пока жив... Вот и отплясывает "Барыню" молодой боец перед девицей-красой.

А кто поручится, что шофер военного грузовика (1.) не влюблен в свою красавицу-пассажирку? "Эх, путь-дорожка фронтовая! Не страшна нам бомбежка любая..." Будем верить, что оба персонажа этого замечательного снимка остались живы.

Еще один снимок из альбома Нины Сазоновой (7.): озорные девчата пытаются искупать в пруду незадачливого кавалера. Весна... Да к тому же победная! Снимок сделан в Южной Пруссии.

Фотоаппарат у солдата на войне - большая редкость. Войну снимали либо специально присланные фоторепортеры, либо офицеры. Солдату не до пленки с проявителем, не до фотобумаги... Но к концу войны в солдатских вещмешках появились-таки фотокамеры, в основном трофейные - немецкие "лейки" да "кодаки". Вот и сержант Тимофей Мотин обзавелся в 1944 году "кодаком". На снимке 8. запечатлен он вместе с красавицей-мадьяркой в предпобедные дни в Венгрии. Судя по всему, бравый сержант пришелся по душе хозяйке дома.

С той же радостью принимают советских офицеров и чешские девушки в Праге 1945 года (11.). А вот на офицерской пирушке (12.) за столом разгорелись нешуточные страсти: капитан-аккордеонист бросает на гостью пламенные взгляды. И бесстрастная камера четко это зафиксировала.

Врач московского эвакогоспиталя Евгения Соколова (15) не обделена вниманием своих боевых пациентов, которым она помогла вернуться в строй. Среди них и Герой Советского Союза, жаль, фамилия его неизвестна.

А еще на войне случалось главное в жизни чудо, о чем рассказывает снимок 9. У одной из женщин, медиков прифронтового госпиталя, родился мальчик. За праздничным чайным столом собрались сослуживцы и выздоравливающие пациенты. Если бы не мама в погонах, картинка почти мирного времени. Воистину - мир входящему!

И снова танцы в селе прифронтовом (10.) всем смертям назло. Судя по лицам - война на исходе, и молодость берет свое...

А эти мгновения любви по-особому драматичны. На фото 13. старший лейтенант Коновалихин обнимает жену, зная, что его арестуют чекисты по ложному обвинению. Доведется ли еще раз обнять плечи любимой? И любимой женщине майора Якова Антонова (16.) сердце подсказывает: это последнее фото.

25 августа 1942 года командир истребительного полка Герой Советского Союза майор Антонов, выполняя задание по прикрытию штурмовки немецкого аэродрома под Моздоком, был сбит командиром 77-й немецкой истребительной эскадры майором Гордоном Голлобом. Один ас сбил другого. Антонов выпрыгнул с парашютом, удачно приземлился, но был взят в плен. По одним данным, был переправлен в лагерь военнопленных под Моздоком, по другим - бежал. О его дальнейшей судьбе ничего не известно.

Сколько же она его ждала, грустная женщина на далеком снимке...

"Жди меня, и я вернусь! Только очень жди..." - эти лирические строки военный корреспондент Константин Симонов посвятил своей жене, актрисе В. Серовой. На снимке 14. оба сняты на Ленинградском фронте, где Валентина Васильевна выступала в составе выездной бригады артистов.

А завершает наш майский вернисаж воистину счастливое мгновение: свадебный снимок старшины-танкиста Николая Седнева (17.). Мир вам да любовь!