27.04.2015 23:00
    Поделиться

    Верховный муфтий России рассказал о чувствах верующих

    Тема с Верховным муфтием России Талгатом Таджуддином
    По данным ВЦИОМ, более 80 процентов россиян поддерживают ужесточение наказания за оскорбление чувств верующих. Три четверти опрошенных ничего не слышали о таких происшествиях, более 20 процентов знают о них. Чаще остальных давление ощущают представители религий, отличных от православия (16 процентов), и это проявляется прежде всего в неприятии их людьми другой веры (6 процентов). Православные верующие, испытывающие притеснения (8 процентов), говорят преимущественно о хулиганстве в храмах (2 процента).

    Что такое чувства верующих? В чем состоит их воспитание, предполагающее, в частности, толерантность к представителям других религий, а также к неверующим? Как защитить эти чувства - и не отклониться от принципа светскости государства, не нарушить равенство граждан перед законом, не спровоцировать напряжения в обществе? Обсудим тему с Верховным муфтием России, председателем Центрального духовного управления мусульман России Талгатом Таджуддином.

    Чтобы люди не превращались в волков

    - Последнее время в России и мире происходят инциденты, в том числе и трагические, на почве "оскорбленных религиозных чувств". Что это такое - религиозные чувства?

    - Это самые святые, самые глубинные чувства человека. Это осознание самого себя. Пророк Мухаммед говорит: "Кто познал себя, тот познал и Бога". Мы живем в огромном мире. Это удивительный мир, если видеть в нем не просто физические объекты, а смотреть внутренним оком - смотреть и понимать, что все в этом мире говорит о Создателе. Даже если бы не существовало посланников Божьих и пророков, даже если не было бы священных писаний, человек все равно своим естеством пришел бы к осознанию, что он здесь не один. Это и есть религиозное чувство. Оскорбление этого чувства невозможно сравнить ни с каким другим оскорблением. Когда оскорбляются самые святые, сокровенные чувства человека, его вера, его духовные символы, это ранит не только самого верующего, но и того, кто нанес оскорбление. Потому что верующий человек желает, чтобы все люди были так же счастливы, как и он, чтобы в этом мире все жили как братья и сестры. В Коране сказано: "Не ругайте, не оскорбляйте даже тех, кто поклоняется истуканам и идолам. Если вы их будете задевать, они будут ругать Бога, и вы будете причиной этого". К сожалению, в последнее время мы нередко наблюдаем богохульство, и не только с оскорблением памяти пророка. Но зачем нужна вера? В том числе и за тем, чтобы не было таких происшествий, чтобы люди понимали, что мы одна семья. Пророк Мухаммед, когда даже самые близкие ему люди от него отвернулись, был вынужден покинуть Мекку и направиться в Таиф. Но там его побили камнями и прогнали. Он ночью в пустыне сидел, плакал и обращался к Богу: "О, Всевышний! На кого Ты меня покинул? На близких, которые меня отрицают? На далеких, которые меня не принимают? На них нет у меня обиды. Я только на Тебя полагаюсь". Это настоящее смирение. И Всевышний посылает Мухаммеду ангела. Ангел говорит: "О, Мухаммед! Если ты скажешь: "Всевышний повелел мне", - я этими двумя горами прикрою весь Таиф, от него и мокрого места не останется". Пророк Мухаммед ответил ангелу: "Я послан в этот мир милостью Всевышнего, а не наказаньем божьим. Я надеюсь, пройдет время - и их дети, внуки все поймут". Вот каково должно быть отношение верующего человека к оскорблению: даже если его оскорбляют, он должен с этим смириться. Это милость и благодать Божья - поделиться своим счастьем, чтобы другой человек, пусть он даже обидчик твой, тоже познал мир и своего Создателя. Это нужно и для сохранения божественного миропорядка - чтобы люди жили людьми, а не превращалась в волков.

    Врожденное чувство веры есть у каждого человека

    - Некоторые богословы утверждают, что религиозное чувство - оно врожденное и отличается от других эмоций свой непостижимой уникальностью. Другие говорят, что никакого особого религиозного чувства не существует и что эмоции верующего ничем не отличаются от эмоций неверующего. Вам какое из этих мнений ближе?

    - Нам не положено проводить диспуты об этом. Мы же не в джунглях, где нет ни школ, ни университетов. Врожденное чувство веры есть у каждого человека. Пророк Мухаммед говорит: "Каждый человек приходит в этот мир с естественной верой". Это как инстинкт у младенца, который сразу, как родился, титьку ищет. А потом родители воспитывают его или язычником, или иудеем, или христианином. Все посланники Божьи учили одной вере. Бог - один. А веры могут быть разные. Пророк Мухаммед говорит: "Все посланники Божьи до меня возводили одно-единственное здание морально-нравственных принципов. И я был только последним кирпичиком на карнизе этого здания". Иудаизм, христианство, ислам - они отличаются только во второстепенных вещах. Все они говорят о единстве Бога. И о том, что мы в этот мир пришли и, несомненно, в него вернемся, в мир Вечности. Этот мир - житница вечного бытия. Но при этом что посеешь, то и пожнешь. Всевышний сказал: "Посеешь добро - получишь благодать и счастье в этом и Вечном мире. А нагрешишь, набедокуришь - за это к ответу тебя призовут". Грех, который человек совершил перед Богом, - например, пренебрег молитвой, пост нарушил - этот грех между ним и Богом. Бог может его простить в тот же момент, как человек покаялся, а может - в Судный день, во время отчета. Но если человек совершил грех, богопротивное дело в отношении кого-либо - скажем, кого-то оскорбил, что-то отнял - это грех и перед Богом, и перед людьми. Поэтому вера, религиозное чувство необходимы. И для этого приходили в мир посланники Божьи - чтобы сохранить божественный мироустав на Земле. Разве Богу нужны наши молитвы, наши поклоны, наши посты, обряды? Все это нужно прежде всего нам самим. Хотим мы того или нет, божественное установление, законы мироздания никто отменить не может. И солнце ни на минуту не задержится, пока этот мир существует. И взойдет солнце, и взойдет луна так, как установил Бог. Просто посланники Божьи учили соблюдать этот порядок. Что есть добро и что есть зло - это тоже по установлению Всевышнего. Если каждый начнет трактовать добро и зло по своему разумению, в мире порядка не будет. Нормальный человек не станет в трамвае справлять нужду, даже если приспичило. Попросит остановиться и сойдет. Потому что иначе окружающим людям он причинит неудобство. Так же и в отношениях с соседями, между народами, государствами. Все правила жизни берутся из священных писаний. Эти правила существовали много веков, и они приспособлены к нашей современности, к нашему бытию. Законы государств, конституции составляются, обновляются. Сотни людей сидят в парламентах, занимаются законотворчеством. И в законах, которые они сочиняют, отражен опыт предыдущих поколений, истоки которого - в священных писаниях.

    Атеизм - это уже половина веры

    - Чем психология верующего человека отличается от психологии неверующего?

    - Верующий человек - он знает, зачем пришел в этот мир. Неверующий человек, кяфир - тоже творение Бога. И вовсе не неверующий он, а просто неблагодарный, прикрывающий свою веру. Кяфир - это тот, который сеет и потом покрывает семена, чтобы они произросли. Кяфир говорит, что он атеист. Но атеизм - это уже половина веры. И если человек хотя бы на закате лет, когда приходят болезни, мысли о старости, уверовал в Бога, изменил свое поведение, встал на правильный путь со смирением перед Господом, ему Всевышний преподносит два больших подарка. Первое: его не настигнет неожиданная смерть от инфаркта или инсульта. И второе: никакая зараза к нему никогда не пристанет.

    - Кто и как должен воспитывать религиозные чувства?

    - Прежде всего - родители. Они обязаны научить своих детей быть верными Богу, полезными обществу. Воспитание религиозного чувства - это воспитание ответственности и перед Богом, и перед людьми.

    Джихад - это борьба со своим шайтаном

    - Можно ли утверждать, что религиозные чувства уводят человека от реальности и тем самым мешают ее преобразованию, затушевывают социальные антагонизмы и противоречия? И если дело обстоит именно так, то это хорошо или плохо?

    - Когда-то нам говорили, что религия - это опиум для народа. А сейчас не религия, сейчас в ходу настоящий опиум, от которого люди теряют разум и чувства, становятся живыми трупами. Вот где действительно отрыв от реальности. Религия по-своему тоже отвлекает человека от действительности, и это очень хорошо. Иногда человеку необходимо камень с души снять. Это можно сделать, обратившись к Богу. У мусульман, например, молитвы обязательны пять раз в сутки - на рассвете, в полдень, перед закатом солнца, после заката солнца и затем еще через два часа. Живешь, у тебя куча дел - крышу починить, огород вскопать, детей покормить, то одно, то другое... А приходит время молитвы - помолись. Хотя бы на пять минут оторвись от мирской суеты. Даже тем, кто работает на конвейере, предоставляют какое-то время для отдыха, чтобы человек не превратился в биоробота. И религия тоже дает эту отдушину. Мы искренне верим, твердо убеждены, что каждую минуту человек находится под взглядом Бога. Пророк Мухаммед говорит: "Всевышний на каждого человека смотрит 360 раз в сутки". Разделите 24 часа на 360 раз - получается, каждые 4 минуты он под взглядом Божьим. Верующий человек нутром это чувствует. Только захотел кому-то позвонить - он сам уже тебе звонит. Только захотел кого-то увидеть - он уже входит. Кто не верит в Бога, тот думает, что это случайность. Но нет, это Бог тебя слышит. Но нельзя полагаться только на Бога. Есть хорошая русская пословица: "На Бога надейся, а сам не плошай". Один из подвижников пророка Мухаммеда пришел из пустыни. Полагаясь на Бога, верблюда отпустил, шлепает своим ходом в сторону мечети. Пророк Мухаммед на это говорит: "Сначала верблюда привяжи, а то ведь убежит. Потом уже на Бога полагайся". А еще пророк Мухаммед говорит: "Одна десятая часть благодати Божьей - в обрядах, молитвах, постах. Девять десятых - в труде". "Кто вышел утром из дома с именем Бога трудиться для того, чтобы прокормить своих детей, - он на пути Божьем. Кто вышел утром трудиться, чтобы прокормить своих престарелых родителей, - он на пути Божьем. А кто вышел трудиться, чтобы накопить богатств и бахвалиться ими, - тот на пути шайтана", говорит пророк Мухаммед. На пути Божьем - значит, на джихаде. Джихад - это не то, когда с именем Бога убивают людей или, утверждая, что создают халифат, рушат храмы других конфессий. Святая борьба - это прежде всего борьба со своим шайтаном, со своими низменными страстями. Это стремление к сохранению божественного мироустава, что достигается только любовью и добрыми делами.

    Человека охраняют шесть ангелов

    - Что такое религиозный страх? Связан ли он только с понятием "Божья кара" или тут все сложнее?

    - Всем людям посланники Божьи первым делом говорили о страхе Господнем. Живешь - но придет день, когда ты вернешься в мир вечности и предстанешь перед Господом Богом, будешь отвечать за свои поступки. Разве это плохо? Тогда еще не было ни прокуроров, ни судей, ни полиции. Но во всех храмах человеку внушали: ты ответственен за каждый поступок, за то, что сказал, за то, что сделал. Пророк Мухаммед учит: у каждого человека два ангела на плечах. Ангел, сидящий на правом плече, записывает все добрые дела, причем моментально. Даже если человек надумал совершить доброе дело - старика перевести через дорогу, дать денег на лечение чужого ребенка, - но не успел или не смог, ему все равно это засчитывается как доброе дело. Воздание есть даже за добрые помыслы. А на левом плече сидит ангел, который записывает плохие поступки, грехи. Если человек совершил плохое дело - кого-то оскорбил, нарушил чьи-то права, - это не записывается в течение семи часов. Ангел с правой стороны удерживает другого ангела от записи. Без его повеления ангел с левой стороны не имеет права записывать. Через семь часов тот, что слева, спрашивает у того, что справа: записать? Нет, не записывай - после плохого поступка человек совершил хороший поступок. Или покаялся. Или извинился перед тем, кого обидел. Эти два ангела сопровождают человека всю жизнь. Есть еще два ангела, которые охраняют его днем. После заката солнца - пересменка. Приходят ночные ангелы. Когда человек спит, один ангел сторожит его со стороны головы, другой - в ногах. А когда человек в пути - один ангел идет впереди, другой сзади. Эти шесть ангелов охраняют человека всю жизнь. А когда умирает, они говорят: "Господь, тот, кого мы охраняли, вернулся в мир вечности. Нам тоже вернуться?" - "Нет, - говорит Господь, - оставайтесь у его могилы и молитесь за него до Судного дня". Верующий человек знает, что ангелы всегда с ним и что Господь все видит, знает и не покинет его. Разве это страх?

    В основе всего - любовь

    - Что такое любовь как религиозное чувство?

    - В основе всего должна быть любовь. Хотя первая стадия - страх Божий. Ведь даже когда кто-то кого-то любит, он перед любимым человеком страшится, стесняется показаться в неприглядном виде. А высшая стадия - это любовь к Богу. Но любовь к Богу будет показной, если верующий человек не любит других людей, весь окружающий мир - и котенка, и кутенка, любой цветок, любую травинку. Ради него все они созданы Творцом. И если он презирает других людей, значит, презирает высшее творение Бога. Должен соблюдаться принцип, о котором говорили все посланники Божьи и пророк Мухаммед: "Ни один из вас не будет настоящим верующим до тех пор, пока не полюбит другому своему брату то, что любит для себя" (это примитивный перевод - "желать другим то, что желаешь себе"). "И ни один из вас, говорит пророк Мухаммед, не будет настоящим верующим, не войдет в рай, пока не уверует в Бога. Но ни один из вас не уверует в Бога искренне, пока вы не полюбите друг друга. Научить ли вас тому пути, пойдя по которому вы сможете полюбить друг друга? Распространяйте мир и спокойствие, приветствуйте друг друга. Тогда вы полюбите друг друга, и вера ваша будет настоящей, и вы будете достойны рая". Поэтому в основе всего - любовь. Только на основе любви возможно созидание. На ненависти ничего хорошего не построишь. Вот карикатуры на пророка Мухаммеда напечатали. Зачем? Чтобы нарушить мир, спровоцировать ненависть. Кому-то хочется побольше таких инцидентов.

    Богохульствующий человек - не враг, а заблудший

    - Как провести четкую грань между художественной провокацией и провокацией религиозной? Чем, по вашему мнению, надо руководствоваться, чтобы провести эту грань, не задевая, с одной стороны, чувств верующих, а с другой, не скатываясь в цензуру?

    - В титрах фильмов об армии или о боевых сражениях обычно фигурируют имена военных консультантов или идет строка: "Съемочная группа выражает благодарность генерал-майору такому-то". То же самое - когда фильм о науке или об освоении космоса. Там - свои консультанты. Почему же перед выпуском кинокартин или спектаклей, где затрагиваются вопросы религии, не проконсультироваться со священнослужителями? Это не цензура, это помощь. Мы не имеем никакой власти что-то запретить. Но проконсультироваться всегда полезно, и мы всегда к этому готовы. В Уфе есть татарский театр, башкирский театр. Когда там ставят спектакли, нас приглашают сначала на репетиции, потом на премьеру. И мы с удовольствием идем.

    - У людей разных религий разные представления о том, что считать богохульством?

    - Понятие "богохульство" присуще всем религиям. Представления о допустимом и недопустимом могут чуть-чуть отличаться у мусульман, христиан, иудеев. Но противодействие богохульству нельзя доводить до такой степени, чтобы оно привело к противостоянию людей. Люди друг другу не враги. И даже богохульствующий человек - не враг, а заблудший. Находится он под гневом Божьим или нет - не нам об этом судить, это право есть только у Бога.

    - Богохульника, значит, Бог накажет? А мирского наказания он не заслуживает?

    - Верующий человек должен постараться довести до богохульника истину. Принуждение и наказание можно применять только к своим детям до их совершеннолетия. После совершеннолетия все это допустимо только в форме увещеваний, доброго совета. Каждому дано право выбора. В изречениях посланников Божьих есть слова: "О, человек, делай что хочешь, если не стыдишься". Но когда бесстыдное поведение переходит уже все границы, общество имеет право применять принуждение и насилие.

    - Если неверующие обязаны уважать чувства верующих, то, наверное, это взаимно должно быть? Атеисты тоже вправе рассчитывать на толерантность?

    - Есть установление Всевышнего: "Кто хочет, пусть верует, кто не хочет, пусть не верует". Мы не должны ставить себя на место Господа и судить людей. Не суди и не судим будешь. Не веруешь - это твое право.

    - Как вы относитесь к попыткам кого бы то ни было, в том числе и некоторых политиков, манипулировать религиозным сознанием?

    - Употребление религиозных чувств в каких-то низменных, корыстных, политических целях - это кощунственно. Сейчас и в мире, и в нашей стране мы наблюдаем распространение религиозного экстремизма, всяческих радикальных течений, когда для решения политических или иных задач используются религиозные лозунги. Это противоречит всем божественным устоям. На самом деле - это подлог, спекуляция.

    То, что Аллах не исправил Кораном, исправит султаном

    - До какой степени государство имеет право регулировать религиозную сферу, своими законами определять, что в ней можно и чего нельзя?

    - У нас, согласно Конституции, религия отделена от государства. Некоторые в этом видят ущемление прав религиозных людей, но мы только благодарим Бога за это. Иначе государство диктовало бы, сколько раз и сколько часов в течение суток нам надлежит молиться, сколько дней положено поститься и т.п. Слава Богу, этого нет. Мы совершенно свободны в отправлении своих религиозных обрядов. Я не вижу государственного регулирования в религиозной сфере. А вот безопасность граждан, поддержание мира и согласия в стране, в том числе мира и согласия межэтнического, межконфессионального, - все это, несомненно, нуждается в регулировании государством. Пророк Мухаммед говорит: "То, что Аллах не исправил Кораном, исправит султаном".

    Визитная карточка

    Талгат Таджуддин - Верховный муфтий России, председатель Центрального духовного управления мусульман России. Родился в 1948 году в Казани в татарской семье. Отец - водитель грузовика, мать работала на заводе. В 1966 году поступил в медресе "Мир Араб" в Бухаре, где получил высшее богословское образование. Окончил также исламский Университет Аль-Азхар в Каире. Является официальным представителем мусульман Российской Федерации в ЮНЕСКО, в Организации Исламского сотрудничества, в Европейской лиге мусульман и других международных организациях. Член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ и член президиума Межрелигиозного Совета России. В феврале 2014 года принял участие в церемонии открытия XXII зимних Олимпийских игр в Сочи, сказав: "Олимпийские игры - это Божественные игры, потому что в основе их восхваление Творца, Создателя".

    Поделиться