28.04.2015 00:45
    Поделиться

    У предпринимателей появился "личный кабинет" на сайте ФНС

    ФНС запускает два новых онлайн-сервиса
    Общение индивидуальных предпринимателей (ИП) и предприятий малого и среднего бизнеса с инспекторами переходит в электронный вид. Федеральная налоговая служба (ФНС) сообщила о запуске в опытную эксплуатацию нового электронного сервиса "Личный кабинет налогоплательщика - индивидуального предпринимателя". Также появился сервис получения идентификатора абонента, который помогает сдавать отчетность в налоговую инспекцию без участия оператора электронного документооборота.

    Индивидуальные предприниматели - единственная категория налогоплательщиков, до сих пор не имевших собственного "личного кабинета" на сайте ФНС. Первым появился "кабинет" для физлиц, следом - для юридических лиц. "Кабинет" для ИП разрабатывался с учетом компетенции этой категории плательщиков. Создан интуитивный интерфейс, который призван помочь предпринимателю общаться с сотрудниками налоговой самостоятельно, без помощи профессионального бухгалтера и юриста. "Новый сервис проектировался с учетом потребностей предпринимателей и их уровня финансовой и налоговой грамотности", - сообщил глава ФНС Михаил Мишустин по итогам встречи с президентом РФ Владимиром Путиным.

    Сейчас сервис запущен в 10 субъектах РФ: в Башкортостане, Татарстане, в Алтайском, Приморском краях, Воронежской, Ленинградской, Нижегородской, Оренбургской, Ростовской областях и в Ханты-Мансийском автономном округе. В течение 2015 года работа этого сервиса будет запущена во всех регионах страны.

    Для подключения к "личному кабинету" предпринимателю не потребуется посещать налоговый орган. При регистрации можно использовать уже имеющийся логин и пароль от "кабинета" для физических лиц. Также ИП может получить электронную подпись в удостоверяющем центре и с ее помощью пройти регистрацию и завести "личный кабинет".

    "Предполагается, что сервис будет удобен для индивидуальных предпринимателей при планировании бизнеса (так как он позволяет выбрать оптимальный режим налогообложения и рассчитать платежи) и при текущей деятельности, - говорит директор Центра правового обслуживания Анна Коняева. - С помощью "личного кабинета налогоплательщика - индивидуального предпринимателя" можно рассчитать налоги, получить сведения из ЕГРИП, направить в налоговый орган любое обращение". Также ИП через "личный кабинет" смогут получить сведения о расчетах с бюджетом, подавать заявления на прекращение деятельности в качестве ИП, сообщать об участии в российских и иностранных организациях, отслеживать информацию о прохождении своих документов.

    Самостоятельное взаимодействие предпринимателей с налоговыми органами позволит им не тратить лишних денег на работу с посредниками. Эти нововведения способны сделать такую форму собственности, как ИП, более привлекательной для бизнеса. Возможно, это будет способствовать увеличению количества предпринимателей, надеется Коняева.

    Экономить на электронном общении с инспекторами смогут и другие налогоплательщики. На протяжении достаточно продолжительного времени на сайте ФНС России есть сервис, позволяющий представить налоговую отчетность в электронном виде. При этом для направления отчетности необходим код абонента - уникальная последовательность символов, однозначно идентифицирующая налогоплательщика в системе представления налоговой и бухгалтерской отчетности ФНС России. Ранее налогоплательщику было необходимо обратиться к оператору электронного документооборота для получения указанного кода. С помощью нового сервиса ФНС России любой владелец сертификата ключа усиленной квалифицированной электронной подписи может получить код абонента бесплатно.

    Эксперты отмечают, что круг тех, кто может воспользоваться передачей отчетности без оператора, ограничен. "Через оператора электронного документооборота обязаны отчитываться плательщики НДС и ряд компаний, которым законодательно вменена такая обязанность", - напоминает Наталья Никитина, эксперт компании СКБ Контур в области электронного документооборота с налоговыми органами.

    Впрочем, есть предприятия, у которых удобно выстроен процесс предоставления отчетности через оператора. К примеру, от привычного механизма работы вряд ли откажутся те, кто не занимается формированием и отправкой отчетности самостоятельно, а пользуется услугами уполномоченных представителей по доверенности. Новый сервис рассчитан скорее на активных и инициативных налогоплательщиков. "Кто принципиально не готов оплачивать услуги по сдаче отчетности, но не против самостоятельного заполнения и отправки форм, а также готов разбираться с налоговой инспекцией в случае каких-то проблем", - отмечает Наталья Никитина.

    Без сомнения, сервис потребует от налогоплательщиков большего труда, но он открывает доступ к электронной отчетности тем компаниям, которые раньше не решались на нее из-за финансовых затрат. Можно предположить, что наибольшую заинтересованность в работе с этим сервисом продемонстрируют малые компании, которые не могут позволить себе работу через оператора электронного документооборота. Но потратиться на покупку электронной подписи придется и им, без этого электронный документооборот не состоится. Кроме того, не исключено, что сервисом воспользуются и те компании, которые уже перешли на электронный документооборот, но затраты на оплату услуг оператора электронного документооборота считают большими. В отличие от новичков, они уже имеют навык работы с электронной отчетностью и готовы передавать данные в налоговую самостоятельно.

    Поделиться