23.04.2015 22:16
    Поделиться

    Валерий Выжутович: Что может сделать Россия для Приднестровья

    На этой неделе в Вене прошло очередное заседание участников урегулирования приднестровского конфликта в формате "5+2". Молдавскую делегацию возглавлял вице-премьер по реинтеграции Виктор Осипов, приднестровскую - министр иностранных дел Нина Штански. Во встрече также участвовали представители посредников - России, Украины, ОБСЕ, и наблюдателей - ЕС и США. Заседание носило неформальной характер, по его окончании никаких заявлений не делалось.

    Венские встречи были прерваны с прошлого лета, потом несколько раз переносились на более поздние даты. Проведению их препятствовали, в частности, уголовные дела, возбужденные правоохранительными органами Молдавии против приднестровских чиновников. Эти дела пока не закрыты, но молдавская сторона дала понять, что "проблема решаема". Уже сам факт, что встречи на Дунае в формате "5+2" возобновились, можно оценивать как некоторый прогресс.

    Эти переговоры Молдавия, мягко говоря, не форсировала, проявляла пассивность, дав повод к предположениям, что Кишинев готов добровольно расстаться с территорией, чтобы облегчить себе вступление в Евросоюз. Что такие настроения в Кишиневе витали, косвенно подтвердил экс-президент Румынии Траян Бэсеску в интервью одному из румынских телеканалов: "Если бы я был руководителем Молдовы, я бы давно отказался от Приднестровья в пользу Запада. Когда у нас были частные дискуссии с молдавскими политиками, я говорил им, что такое возможно. Но молдавским руководителям не хватает политической воли, они продолжают политику неопределенности".

    Проявить желаемую Бухарестом определенность, то есть призвать к отказу от Приднестровья - это для любого молдавского руководителя было бы равносильно политическому самоубийству. И уж совсем немыслимым для первых лиц Молдавии было бы обсуждать возможность вхождения Приднестровья в состав России. "Я считаю это контрпродуктивным - так президент Молдавии Николай Тимофти прокомментировал романтический порыв вдохновленного Крымом председателя Верховного совета Приднестровья. - Это не принесет ничего хорошего ни Молдове, ни Российской Федерации". Тимофти заявил, что "Республика Молдова выступает за урегулирование приднестровской проблемы путем диалога".

    На диалог настроены и руководители Приднестровья. К переговорам их толкает экономическая ситуация в непризнанной республике, усугубляемая экономической блокадой со стороны Украины и Молдавии. Транзит товаров в Приднестровье через Украину уменьшился вдвое, торговый оборот с соседней страной в первом квартале этого года снизился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 54 процента. Приднестровье вот-вот потеряет крупнейшие рынки. Его лидеры считают, что экономическое давление на Приднестровье недопустимо. "На наш взгляд, вместо шантажа и давления нужно сосредоточиться на совместном поиске решений. Все международные партнеры, вовлеченные в урегулирование приднестровского вопроса, должны нести социальную ответственность за происходящее", - заявила на днях в беседе с представителями ЕС глава МИД ПМР Нина Штански.

    Контактировать с внешним миром Приднестровью сегодня мешают не только экономические, но и административные (Тирасполь называет их государственными) преграды. А именно - пограничные пункты в населенных пунктах, находящихся под юрисдикцией Кишинева. Это левобережные села Дороцкое, Кошница, Пырыта и Погребя, а также Варница на правом берегу Днестра. Вокруг этих сел не раз вспыхивали приграничные конфликты и споры. Напряженность сохраняется и теперь. "Мы хотим сделать границу между двумя берегами Днестра более прозрачной, для чего модернизируем пункты пропуска, вводим электронную систему учета документов, чтобы процесс пограничного контроля проходил максимально быстро, - говорит глава ПМР Евгений Шевчук. - Мы не можем действовать иначе, когда Молдавия начала усиливать свою границу, получив финансирование из ЕС, чтобы плотнее отгородиться от нас".

    Действительно, Молдавия первой объявила о намерении установить стационарные пограничные посты в шести населенных пунктах вдоль границы с Приднестровьем. До этого никакой официальной границы между Молдавией и Приднестровьем не существовало. Многие приднестровцы имеют молдавские паспорта, движение с левого берега Днестра на правый и обратно за годы притивостояния никогда не регулировалось пограничным шлагбаумом. Объявить, что такой шлагбаум нужен, Кишиневу пришлось после того, как Евросоюз пообещал либерализацию визового режима для граждан Молдавии, если будет обеспечена безопасность не только западной, но и восточной границы.

    Устремленность Молдавии в ЕС Москва комментирует сдержанно. "Российская Федерация уважает суверенный интерес Республики Молдова по выбору европейской интеграции в качестве модели развития, - заявила на прошлой неделе председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко во время встречи с главой молдавского парламента Адрианом Канду. - У нас только есть опасения по поводу совместимости режима свободной торговли на территории СНГ и соглашения о свободной торговле с ЕС. Российская Федерация является традиционным для Молдавии рынком, поэтому нам крайне необходимо прийти к общему знаменателю в отношении взаимной торговли".

    Что касается отношений Кишинева с Тирасполем, то максимум, что может сделать Россия для Приднестровья, это защищать его интересы в переговорном процессе с Молдавией. Как это только что было сделано в Вене.

    Поделиться