23.04.2015 21:30
    Поделиться

    Как жило московское метро в годы Великой Отечественной войны

    На станции "Маяковская" в московском метро установили подобие сцены, пол застелили ковром. Из прибывшего к платформе поезда вышел Иосиф Сталин и направился к кафедре, оглянувшись на сотни людей в вестибюле...Это было 6 ноября 1941 года, заседание Моссовета. Уникальные кадры того выступления вождя и военной жизни метрополитена можно с сегодняшнего дня увидеть во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства.

    Каждый посетитель музея сможет услышать рассказ очевидцев выступления Сталина на "Маяковской". Сейчас на станции столько людей не бывает даже в часы пик: аудитория расположилась плотными рядами от медпункта до эскалатора. Сталин и после этого часто бывал в "подземке". Сохранилась даже его ставка, которая размещалась на станции "Кировская" (ныне - "Чистые пруды"). В этот кабинет спускались донесения с фронтов, для оперативной связи работал телефонный аппарат. Все предельно аскетично: на стенах и столе - карты с направлениями немецких ударов, на тумбе - зеленый абажур.

    А за пределами ставки метро жило как полноценный город. На выставке представлены инсталляции бомбежек Москвы, от которых люди скрывались в подземке. Поезда курсировали до 18 часов, остальное время метро принимало тех, кто хотел спастись от бомбардировок. Чаще всего на архивных фотографиях попадается "Маяковская". Вот в знаменитом колонном вестибюле - военная "гостиница". Топчаны без матрасов предоставлялись всем, постельные принадлежности москвичам разрешалось брать с собой. Есть и раскладные походные люльки для малышей, которых тоже было много в подземном городе, к тому же в годы войны в метро родились 217 детей. Набитый наскоро опилками медведь Иннокентий, лежащий в детской кроватке военного образца, - точная копия игрушек воспитанников садика - эту функцию метро тоже выполняло.

    Ночь в военном метро - время чтения. В ноябре 1941-го на "Курской" устроили филиал публичной исторической библиотеки: только в декабре первого военного года ее посетило 1 020 человек.

    "Заезжаю почти ежедневно, - говорится в отзыве одного из читателей, инженера-строителя Богданова. - Не потому, что еду домой через эту станцию, а специально почитать газеты и другую литературу...Единственный недостаток, который невозможно устранить, - это сквозной циркулирующий воздух от движения поездов и непрерывный сплошной поток пассажиров".

    Времени для спокойного досуга у строителей метро было не так много. После первых налетов немецкой авиации в 1941 году один из снарядов повредил тоннель между "Арбатской" и "Смоленской" станциями, перегон начало затапливать - возникла угроза разрушения. Строительство ветки пришлось остановить. Впоследствии построили новую магистраль, параллельную заброшенному участку. Спустя несколько лет работы на Арбатско-Покровской линии продолжились, и станции снова заработали. Поэтому и появились остановки с дублирующими названиями. А в общей сложности за время войны было проложено 30 километров путей и открыто 7 станций. При этом советская страна стремилась показать: она способна не только выстоять в войну, но и построить самый красивый метрополитен. Мозаику тех лет, которую готовили в блокадном Ленинграде и с невероятными усилиями отправляли в Москву, можно увидеть на станции "Новокузнецкая". Военные судьбы мастеров мозаики также подробно представлены на выставке, в дальнейшем экспозицию пополнят из частных коллекций.

    "Мы готовим проект "Триумф метро": соберем всю историю столичного метрополитена, - рассказала корреспонденту "РГ" директор музея Елена Титова. - "Метро и война" - это только начало работы, которую проводят кураторы. Экспонаты предоставляют музеи метро, МАРХИ, но и в частных коллекциях есть много уникальных вещей, документов, воспоминаний".

    Мемуары

    Бомбежки в Москве и спешное бегство в метро - все это застала корреспондент американского журнала Life Маргарет Бурк-Вайт. Именно она сделала облетевшие весь мир фотографии "Маяковской" с кроватями в вестибюле.

    "Спуск в метро был приключением сам по себе, - вспоминала репортер, - с его тремя рядами эскалаторов, движущимися в три раза быстрее, чем привык посетитель нью-йоркской подземки. Когда мы подъехали к нижней платформе, то обнаружили, что поезда остановлены и напряжение с путей снято. Людей проводили к путям, где как минимум несколько тысяч разместились довольно свободно".

    Справка "РГ"

    Выставку можно посмотреть во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства: Делегатская улица, 3. Экспозиция будет открыта до 28 июня.

    Поделиться