21.04.2015 00:45
    Поделиться

    СП обратила внимание на занижение таможенной стоимости товаров

    Выступая на днях на расширенном заседании коллегии Минфина РФ, председатель Счетной палаты Татьяна Голикова сообщила, что за первые три месяца года доходы бюджета снизились на 84,6 млрд руб., или на 2,5%.

    И обратила внимание Федеральной таможенной службы на проблему занижения таможенной стоимости товаров. "К сожалению, сегодня, в условиях снижения импорта, такие примеры наши контрольные мероприятия подтверждают. Речь о дорогостоящем технологическом оборудовании, зерноуборочных комбайнах, автопогрузчиках, сельхозтехнике, электронной технике. Также имеет место и занижение стоимости при экспорте, особенно это касается водных биологических ресурсов, лома металлов, самих металлов", - сказала глава СП РФ.

    Да, ситуация в экономике сейчас не радужная. В прошлом году объем внешнеторгового оборота РФ снизился на 7%, в том числе по импорту - на 9,2%. В начале года стало еще хуже: в январе-феврале минус 29 и 38% соответственно. У государства падают сборы в бюджет, у бизнеса - оборотные средства. И у того, и у другого каждая копейка на счету. Бизнес старается сэкономить, на чем только можно, а государство - законными методами "стрясти" с него как можно больше. "В связи со снижением собираемости таможенных платежей мы в 2015 году ожидаем более жесткие требования со стороны ФТС к вопросу таможенной стоимости, - сообщил "РГБ" коммерческий директор FM Logistic Customs Алексей Мисаилов, - а в 2014-м 98% выпущенных нами деклараций приняты без корректировок таможенной стоимости (КТС). Здесь многое зависит от полноты пакета документов, предоставленных бизнесом, и профессионализма таможенного представителя. К сожалению, определенную роль играет место проведения таможенных процедур. Например, для доказательства таможенной стоимости в портовых таможнях (Владивосток, Новороссийск, Санкт-Петербург) необходимо предоставить больший пакет документов, нежели при оформлении такой же партии товаров в Москве или Смоленске".

    "Вопрос КТС очень больной. Это следствие довольно спорной политики таможни работать по профилям риска, - считает профессор Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития РФ Андрей Голубчик, - в этих профилях за ориентир берутся самые крупные цифры пошлин, уплаченные за конкретную товарную номенклатуру. И эти часто ничем не обоснованные цифры становятся индикатором, ниже которого размер инвойсной стоимости товара практически невозможно пропустить к оформлению".

    "Да, бизнес очень часто сетует, что таможня якобы неправомерно проводит КТС. Увы, самое большое количество конфликтов и судебных разбирательств с участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД) происходит именно по этому вопросу, - сообщила "РГБ" статс-секретарь - заместитель руководителя ФТС России Татьяна Голендеева. - Определение и контроль таможенной стоимости - это самый сложный и наименее формализованный сегмент в таможенном администрировании".

    Согласно международному таможенному законодательству и законодательству ЕАЭС, существует шесть методов определения таможенной стоимости: по стоимости сделки с ввозимыми, идентичными, однородными товарами, методы вычитания и сложения стоимости и резервный метод. Самый приоритетный - первый, по цене контракта. Но ведь понятно и младенцу, что в контракте можно указать абсолютно любую сумму! Если возникают сомнения в адекватности указанной в декларации цены, таможня начинает последовательно применять следующие методы: сравнивать цену товара с идентичными, анализировать цену уже выпущенного в оборот товара, вычитая из нее торговые и транспортные наценки и т.д. Это процесс длительный и сложный.

    "Чтобы отказать участнику ВЭД в применении первого метода, инспектор должен иметь очень сильные доводы, - поясняет Татьяна Голендеева, - он не может корректировать таможенную стоимость лишь потому, что ему так захотелось. А только если видны откровенные факты ее занижения. Например, когда ввозимое изделие декларируется дешевле, чем сырье, из которого оно сделано".

    Прозвучит невероятно, но несколько лет назад на одной из таможен Дальнего Востока импортер предъявил к оформлению китайские цельнометаллические термосы по...1,5 долл. за штуку. При том, что 1 кг нержавейки, из которой они сделаны, стоил в три раза дороже. После логичной в такой ситуации КТС участник ВЭД подал на таможню в суд и вернул-таки доначисленные таможенные платежи!

    Кстати, на Дальнем Востоке суды по итогам КТС поставлены на поток, интересы импортеров представляют юристы, набившие на таком бизнесе (им причитается 10-15% от возвращенных заявителю средств) руку. Большинство дел таможня, увы, проигрывает. "Это происходит из-за отсутствия в нашем законодательстве понятия минимальных цен", - считает Татьяна Голендеева. И судебные прецеденты здесь не играют на руку таможне. "Грамотные и упорные участники ВЭД, в основном крупные игроки рынка с иностранным участием, выигрывают споры почти всегда. И если компания однажды стала победителем, то дальше, пока не изменилась номенклатура ввозимого товара, КТС ей уже не страшна", - подчеркнул Андрей Голубчик.

    Случаи занижения таможенной стоимости в основном касаются товаров, облагаемых высокой ввозной пошлиной. Это как раз те самые машины и оборудование, лаки-краски, картон и бумага, крепежная арматура, химические волокна, полимеры и т.д. - всего по контролю стоимости существует около 140 общероссийских профилей риска. При экспорте вопрос стоит не столь остро, поскольку пошлины на большинство вывозимых товаров зависят от веса, а не стоимости. КТС случаются и в меньшую сторону: в основном на биржевые товары.

    Не совсем убедительны упреки бизнеса в адрес таможни, что с помощью КТС она выполняет план по сбору платежей в казну. Так, в прошлом году взысканные пошлины и налоги по результатам КТС составили 0,3% от поступлений, администрируемых таможенными органами, в бюджет (см. диаграмму).

    Конечно, не все участники ВЭД утверждают, что таможня "зверствует", проводя КТС. "Если везти груз "в белую", то при грамотном декларировании корректировки практически исключены", - говорит гендиректор фирмы "Дайманта" Дмитрий Плющев. "Однажды мы воспользовались сервисом нового морского перевозчика, и стоимость поставляемого товара оказалась существенно ниже, что вызвало интерес таможни, - отмечает исполнительный директор "Хино Моторс Сэйлс" Юрий Зорин, - но, собрав подтверждающий пакет документов, мы доказали правильность стоимости, и корректировки не возникло". Как сообщил замгендиректора "МАКСИЛОГ - Система комплексной логистики" Дмитрий Боклин, при тщательной подготовке документов до подачи декларации 98% из них выпускается по цене сделки. Руководитель отдела таможенного оформления и доставки товаров компании "Карго-Экспресс" Андрей Швырев назвал нам другую цифру - в среднем 80%, заметив, что чаще КТС случаются в конце квартала или года, когда таможня активизирует контрольные мероприятия.

    Как известно, объем взысканных с участников ВЭД пошлин и налогов (то есть таможенных сборов) для подразделений ФТС России является контрольным показателем, то есть планируется на конец года. Доначисление платежей по итогам КТС - показатель лишь аналитический, объяснили "РГБ" в одной из российских таможен, и "гласного" плана "по отбору" инспекторам сверху не спускают. Но есть опасение, что в связи с падением торгового оборота такое может произойти. "Это будет очень грустно и для таможенников, и для участников ВЭД", - сообщил источник "РГБ".

    Поделиться