21.04.2015 12:46
    Поделиться

    Мурманчане пожаловались на низкий уровень обучения в автошколах

    Из-за низкого качества подготовки водителей в автошколах растет число ДТП

    После недавних законодательных новшеств, касающихся обучения будущих автомобилистов, из 70 автошкол Мурманской области только 35 получили лицензии. Но это мало сказалось на качестве обучения водителей. По данным регионального управления ГИБДД, с первого раза сдают экзамены только каждый четвертый выпускник. Остальным приходится пересдавать многократно, а некоторые не могут сдать на права годами.

    С августа 2014 года будущий водитель обязан "накатать" 56 часов за рулем автомобиля с механической коробкой передач, и 54 часа - с автоматической, отметил начальник межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела управления ГИБДД УМВД России по Мурманской области Сергей Трофимов. Однако бывает, что будущий водитель, претендующий на категорию В, вместо 54 часов практикуется лишь 20. Кто-то "химичит" с продолжительностью учебного часа. Согласно законодательству, этот час должен соответствовать астрономическому, то есть 60 минутам. Но некоторые автошколы вместо астрономического часа используют академический - 45 минут. Все это позволяет снизить стоимость обучения, пусть даже за счет снижения качества. В итоге на экзаменах многие будущие автомобилисты грубо нарушают даже те правила движения, которые известны каждому школьнику: проезжают на красный сигнал светофора, а на нерегулируемых пешеходных переходах не пропускают пешеходов через дорогу.

    - Каждая автошкола должна иметь свой сайт, на котором любой желающий может найти программу обучения и данные о квалификации преподавателя, - добавил Сергей Трофимов. - Если автошкола плохо обеспечена материально-технической базой, проводит занятия на неисправных автомобилях, а профессионализм инструкторов вызывает вопросы, то обучающиеся могут обратиться с жалобой в управление ГИБДД или региональное министерство образования. В случае подтверждения жалобы будет направлено обращение в суд, и школа может понести серьезное наказание, вплоть до лишения лицензии.

    С претензиями к качеству учебы нынешних автолюбителей соглашаются многие бывалые водители, стаж которых насчитывает не один десяток лет. По словам мурманчанина Анатолия, водителя с 40-летним стажем и работника скорой помощи, культура вождения на дорогах Мурманска почти отсутствует.

    - Я такие шоу видел, что волосы дыбом вставали, - рассказал он. - Например, едет девушка в автомобиле. На коленях у нее собака. Одной рукой она руль крутит, а другой собаку гладит. А вот еще одна картинка: едет женщина на белом "Лексусе" в левом ряду. И вдруг из этого ряда она круто поворачивает направо, да еще разговаривая по телефону! На переднем сиденье сидит ребенок, держась руками за "торпеду" - без всякого кресла и даже ремня безопасности. Это же просто камикадзе! И очень много сейчас на улицах машин, которыми управляют молодые девушки 18-20 лет. Она едва школу закончила - и уже за рулем. Ну что она понимает? Каждая вторая во время движения по телефону болтает.

    Руководители автошкол не отрицают проблему. Действительно, некоторые автошколы допускают нарушения и, по слухам, даже теоретический экзамен принимают за деньги. Однако они подчеркивают, что профессионализм водителей зависит не только от обучения, но и от адекватности разработанных государством методик, и от добросовестной работы инспекторов ГИБДД.

    - У нас нарушений нет, - подчеркивает директор автошколы "Эксперт Авто" Александр Ганас. - Но августовские нововведения нам добавили немало сложностей. Например, новые программы обучения не идеальны. Такое ощущение, будто их составляли люди, очень далекие от процесса обучения будущих водителей, в них много лишнего. А ведь это в конечном счете скажется на квалификации будущего водителя.

    С первого раза экзамен на водительские права сдают лишь 26 процентов выпускников автошкол Заполярья

    В качестве примера он приводит изучение устройства автомобиля. Но сегодня оно мало кому нужно, эти знания практически никто из обучающихся никогда не применит на практике. Для чего юной девушке знать устройство автомобильного аккумулятора?

    Может быть, для общего развития эти знания и пригодятся, но если заботиться о качестве вождения, то лучше добавить дополнительные часы в "накатку", чтобы у автомобилистов была возможность лучше отработать необходимые навыки. Да и в современных автомобилях неспециалисту можно доверить разве что замену масла или жидкости в бачке омывателя лобового стекла - не более. Кроме того, обучение на автодроме предполагается дополнить новыми упражнениями, целесообразность которых вызывает сомнения. К ним относятся, например, поворот на 90 градусов, проезд по габаритному коридору, заезд в бокс под прямым углом. При этом полезное упражнение "змейка" из программы убирается. В итоге автодром "съест" все дополнительные часы практики, но не даст ее качественного улучшения. Необходимо увеличивать прежде всего "накатку" по городу. Тот же поворот на 90 градусов куда полезнее отрабатывать на улицах.

    - В реальной жизни такие маневры выполнять почти никому не приходится, - добавил Александр Ганас. - Мое мнение: наши законодатели стремятся не к тому, чтобы обеспечить безопасность на дорогах, а к тому, чтобы уменьшить количество водителей и за счет этого понизить аварийность. Кстати, цены на обучение в автошколах уже серьезно поднялись, потому что срок обучения растет. Если раньше мы учили людей полтора месяца, то сейчас - больше двух. Стоимость курсов раньше составляла 19-20 тысяч рублей, а теперь они стоят уже 28 тысяч - почти в полтора раза больше.

    По мнению профессиональных водителей, это комплексная проблема. Но начать ее решение нужно с ужесточения штрафов и более активной работы инспекторов ГИБДД. Сегодня стражи дорожного порядка зачастую не заморачиваются мелкими нарушениями, и в результате немалая доля водителей ездит не по правилам, а по понятиям.

    Суммы штрафов должны быть серьезнее. К примеру, телефонный разговор за рулем должен "стоить" не менее трех тысяч рублей - только такая сумма заставит нарушителя серьезно задуматься.

    Не менее важно отменить "погрешность" при нарушении скоростного режима, которая сегодня составляет 20 километров. Итог: при допустимой скорости в 40 километров в час водители могут безнаказанно разгоняться до 60. А авария при такой скорости будет иметь гораздо более тяжелые последствия.

    Еще одну меру воздействия предлагает Александр Ганас. Как известно, сегодня водительские права нужно менять раз в 10 лет, при этом никаких экзаменов сдавать не нужно. Этот порядок следует изменить, считает эксперт. Тем, кто получает права во второй, третий раз и так далее, следовало бы сдавать экзамен на знание правил дорожного движения, поскольку за годы забывается очень многое.

    В итоге водители будут вынуждены освежать в уме знание ПДД, после чего многие из них начнут ездить осторожнее.

    Поделиться