19.04.2015 17:44
    Поделиться

    Алексей Ратманский дебютировал в Германии постановкой "Пахиты"

    За пять лет, прошедших со дня прощания экс-худрука балета с Большим театром, в мире не осталось ведущих театров, где бы не шла постановка Ратманского. Помимо Американского балетного театра, штатным сотрудником которого хореограф является, он регулярно возвращается в New York City Ballet и Балет Сан-Франциско, неоднократно работал с труппой Парижской национальной оперы, отметился дебютом в Королевском балете Великобритании. Берлинский государственный балет, Ла Скала, балет дрезденской Земперопер, Национальный балет Нидерландов, Австралийский балет, Национальный балет Канады - лишь небольшая часть последних завоеваний Ратманского.

    Баварскому государственному балету в этом ряду отведено почетное место. Компания имеет репутацию одной из сильнейших в Европе, и сотрудничество с хореографом превратилось в сложнейший проект постановки "Пахиты" - знаменитого балета XIX века, в наши дни известного преимущественно по грандиозному гран па и перекочевавшему в него па-де-труа. В то же время, широкую известность получила в последние годы версия Пьера Лакотта, поставленная в Парижской национальной опере.

    Сравнения в этой ситуации неизбежны, но не вполне корректны: лакоттовский вариант - это свободная фантазия по мотивам старинного балета; Ратманский с помощью музыковеда Дага Фаллингтона воспользовался знаменитыми нотациями Николая Сергеева из архива Гарвардского университета, созданными еще в начале ХХ века, при жизни Петипа, помощником которого являлся Сергеев. И все же этот путь не совсем совпадает с траекторией Сергея Вихарева и его последователей, открывших миру старые записи и первыми начавших восстанавливать по ним классические балеты.

    Ратманский восстанавливает старинные комбинации движений и очаровательную в своей театральности обильную пантомиму

    Ратманский восстанавливает старинные комбинации движений и очаровательную в своей театральности обильную пантомиму. Но живое дыхание спектакля и живые танцовщики для него явно предпочтительнее архивной скрупулезности. И если он заставляет их сделать усилие и освоить громоздкий язык старинного жеста, то, в свою очередь, позволяет сохранить современную легкую подачу движения, лишь стилизованную ограниченность амплитуды, а виртуозного и представительного Тиграна Микаэляна не только мучает сложным набором игры стоп и низа ног, но и резервирует за его Люсьеном размашистую героическую вариацию, пришедшую в балет из советской эпохи. Благодаря этому новая "Пахита" проносится за два с половиной часа на одном дыхании.

    Хотя это восстановление позволяет понять, почему после революции, когда экс-Императорские театры сокращали старый репертуар, этот популярнейший балет остался за бортом. Петипа, совершенствовавший свой стиль более полувека, складывал его из больших и малых кирпичиков, тщательно сортируя не только собственные находки, но и приемы предшественников: Перро, Мазилье, Сен-Леона. "Пахита", вероятно, была испытательным полигоном для многих его экспериментов. Многие повороты либретто и извивы хореографических форм были проверены именно на ней, чтобы найти более гармоничное применение в "Жизели", "Эсмеральде", "Баядерке", "Спящей красавице" и "Раймонде". Но столетие спустя ее старинные рудименты воспринимаются не штампами, а старинными сохранившимися драгоценностями. А винтаж сегодня в моде.

    Поделиться