18.04.2015 20:00
    Поделиться

    В Саранске показали фотоархив первой жены Александра Солженицына

    В главном книгохранилище Мордовии - Национальной библиотеке имени Пушкина - будет создана аудитория Александра Солженицына. А на здании старой саранской казармы, где в годы Великой Отечественной войны размещался перевалочный пункт для воинских частей, появится мемориальная доска в его честь.

    Об этом говорилось на открытии передвижной выставки "Неизвестный Солженицын", которую привез в Саранск биограф писателя Николай Ледовских. Столица республики стала шестым городом, где побывала уникальная экспозиция. По словам организаторов, это не случайно - именно отсюда будущий нобелевский лауреат ушел на фронт.

    Скульптура из зэковских ложек

    Легендарный советский фотоаппарат "Зоркий", пишущая машинка "Колибри" и приемник "Спидола", тайно ловивший "голоса" иностранных радиостанций… Рядом - пожелтевшие от времени номера "Роман-газеты" и "Нового мира", где впервые были опубликованы "Матренин двор" и "Один день Ивана Денисовича".  А вот и сам главный герой нашумевшей повести, положившей начало жанру "лагерной прозы":  миниатюрная скульптура Ивана Денисовича выплавлена благодарными читателями - бывшими заключенными - из оловянных зэковских ложек…

    Представленные на выставке вещи Александра Солженицына долгие года бережно хранились в архиве первой жены писателя - Натальи Решетовской. После кончины владелицы в 2003-м году реликвии унаследовал ее литературный секретарь Николай Ледовских. Органично дополняют экспозицию 44 цветных слайда - по выражению биографа, "44 мгновения жизни Александра Исаевича". Фото были сделаны самим Солженицыным и его супругой в 60-х, когда прозаик работал над своей главной книгой - "Архипелаг ГУЛАГ".

    - Здесь нет ни одного случайного кадра. Все фотографии тематически разделены на несколько периодов: "Крым и Кавказ", "Солженицын - фотохудожник", "Дача в Борзовке", "В Давыдовском "укрывище", "Борзовка и Солотча". Копии этих слайдов останутся в дар городу, - рассказал Николай Ледовских. - Символично, что выставка проходит в зале саранской библиотеки имени Пушкина, которая имеет самое прямое отношение к биографии писателя. Надеемся, что эти экспонаты станут хорошим подарком и найдут достойное место в памятной аудитории, которая будет открыта здесь к 100-летию Александра Солженицына.

    "Остро помню Саранск 42-го…"

    …6 ноября 1942 года на перрон саранского вокзала вышел высокий худой лейтенант - выпускник офицерской школы в Костроме. Здесь формировалась его воинская часть - 794-й отдельный разведывательный артиллерийский дивизион, с которым он пройдет от Орла до Восточной Пруссии. В Саранске 25-летний офицер провел четыре месяца. В то время Солженицын уже знал, чему посвятит свою жизнь, а потому запретил себе ходить в кино и клуб полка - зато немедленно записался в местную библиотеку. Там молодой офицер проводит все свободное время, занимаясь самообразованием по университетской программе: изучает латынь, а также классиков античной, западной и русской литературы. Здесь, в Саранске, он начинает писать первые военные рассказы. Отсюда 13 февраля 1943 года в звании командира батальона звуковой разведки отправляется на передовую - на Северо-Западный фронт.

    До недавних пор в исследованиях местных краеведов информация об этом периоде в жизни писателя отсутствовала. Однако спустя годы он сам напомнил о себе.

    - В 1999 году Национальная библиотека имени Пушкина отмечала столетие. Каково же было наше удивление, когда мы получили конверт из фонда Солженицына! - рассказала корреспонденту "РГ" бывший директор книгохранилища  Лариса Меркушкина. - На официальном бланке с приветственным адресом сверху от руки было написано "Дорогие коллеги! Остро помню Саранск 42-го. В то время мне посчастливилось работать в читальном зале вашей библиотеки. Сердечно поздравляю вас с юбилеем и прошу принять в дар мои книги…"  С тех пор здесь берегут подарок Александра Исаевича -  авторский трехтомник лагерной прозы и десять томов "Красного колеса". А вот его читательский формуляр, к сожалению, не сохранился…

    "Работал, как машина"

    - Солженицын был назначен политинформатором части. 28 ноября 1942 года он прочитал в своей дивизии первый большой доклад, посвященный годовщине освобождения Ростова-на-Дону - города его детства и студенческой юности. Доклад был подготовлен здесь, в старом зале саранской "пушкинки", - отмечает Николай Ледовских. - Об этом упоминается в дневнике Натальи Решетовской, которая, подобно Софье Андреевне Толстой, впоследствии посвятила себя литературной карьере мужа.

    …В письмах из лагеря он называл ее Джеммой - по имени возлюбленной главного героя романа Войнич "Овод". Супруги воссоединились, когда, пройдя ГУЛАГ и ссылку в Казахстане, Солженицын после смерти Сталина возвращается в "нутряную Россию". Сначала работает учителем в поселке Мизиновском Владимирской области, а живет в соседней деревне Мильцево у бабушки Матрены, о которой он написал проникновенный рассказ "Матренин двор". Затем чета обосновалась в Рязани.

    - Он не любил отдыхать. Наталья Алексеевна вспоминала, что он работал "как заведенная машина". Одно из правил, установленных ей мужем, гласило: не приглашать в дом гостей и ни к кому не ходить самим. Все сослуживцы - а Решетовская была завкафедрой сельхозинститута - обижались: "Он украл вас у нас!" Но что поделать - он спешил успеть написать все, что задумано. Культурный досуг тоже был лимитирован: два фильма в месяц и раз в два месяца - спектакль. Если на каком-то мероприятии показывали кино, то запланированный поход в кинозал уже отменялся. По такому жесткому графику жили годами, - рассказывает Николай Ледовских. - В итоге молодая женщина забросила науку, уволилась из института и полностью растворилась в супруге. Печатала на машинке его труды, вносила многочисленные исправления, готовя к публикации…

    После тяжелого развода в 1972-м Наталья Решетовская на даче в Борзовке символически похоронила свой брак, закопав на грядке фотографию бывшего мужа. Однако до конца жизни продолжала любить его и берегла "для Сани" запасной ключ от своей квартиры.

    "Зеленые кабинеты" и "укрывища"

    По свидетельству близких, к немногочисленным слабостям Солженицына относилась его любовь к "зеленым кабинетам" - ему всю жизнь нравилось работать на природе.

    - В Рязани прямо во дворе среди цветущих вишен и яблонь был столик, за которым он завершил "Один день Ивана Денисовича". Путь этого произведения к читателю - отдельная история. Редактор "Нового мира" Твардовский передал рукопись помощнику Хрущева. Никита Сергеевич распорядился напечатать 23 экземпляра для партийного руководства. После этого было принято решение о публикации, - говорит Николай Ледовских.

    Повесть увидела свет 18 ноября 1962 года. На следующий день Александр Солженицын стал знаменит на всю страну. В библиотеках за книгой стояли очереди, она была переведена на многие языки мира.

    - Прочитав повесть, люди, прошедшие сталинские лагеря, стали присылать автору письма со своими воспоминаниями. Их скопилось так много, что он решил рассказать всему миру о тех, кто сгинул в ГУЛАГе. Но писать открыто было уже невозможно - и приходилось придумывать себе "укрывища". Первым таким местом была деревня Давыдово рядом с Солотчей, - рассказывает биограф.

    …Последнее фото экспозиции - кадр, снятый Натальей Решетовской: писатель  стоит на лесной опушке, а у ног его полыхает огромный костер.

    - Здесь запечатлен момент, когда Солженицын сжигал рукописный вариант "Архипелага…". Он понимал, что текст, написанный от руки, - прямая улика для "органов". А потому всегда уничтожал свои записи, - говорит Николай Ледовских. - Но рукописи, как известно, не горят…

    Поделиться