17.04.2015 10:59
    Поделиться

    Почему крымская "скорая помощь" опаздывает на экстренные вызовы

    На прошлой неделе симферопольцев потрясла новость о том, что на рынке, не дождавшись приезда "скорой помощи", умер мужчина. Первая мысль: медики прибыли позже положенного времени, служба работает плохо. Как на самом деле обстоят дела в крымской службе экстренной медпомощи, выяснил корреспондент "РГ".

    Нервы на пределе

    В Симферополе диспетчеры принимают звонки по старинке: компьютеров нет и вызовы записываются вручную. Дозвониться с мобильного телефона очень сложно: то в трубке короткие гудки, то разговор прерывается на середине.

    - Я 30 минут с мобильного пытался вызвать "скорую" сыну, так и не дозвонился, - говорит житель Симферопольского района Вадим. - В итоге сели в машину и сами поехали в больницу.

    В Крымском республиканском Центре медицины катастроф и скорой медицинской помощи поясняют, что связь должны налаживать не они. Перед профильными ведомствами медики проблему обозначили.

    - После национализации имущества "Укртелекома" все полномочия переданы "К-телекому", - рассказал директор центра Геннадий Антонюк. - Нам отвечают, что ведут технические работы, которые позволят с мая привести мобильную связь в порядок.

    Информатизацию процессов медики рассчитывают увидеть до конца года. Это позволит улучшить обслуживание населения.

    - Год назад мы в среднем выезжали на 350 вызовов в сутки, сейчас - более чем на 500, - подчеркивает главврач Симферопольской станции скорой медицинской помощи Лидия Прохасько. - Сотрудники и морально, и физически истощены. Особенно диспетчеры. Из-за отсутствия компьютеров они записывают вызовы на бумагу, передают старшему диспетчеру, а он распределяет их на подстанции. На это уходит драгоценное время.

    По словам Геннадия Антонюка, ситуацию изменит создание единой региональной диспетчерской службы.

    - Она должна заработать уже в этом году, - говорит директор центра. - Сотрудник будет видеть на мониторе, где какая машина находится, сможет точно и оперативно распределять вызовы.

    Обновили автопарк

    Еще одна проблема - недостаточное количество бригад. По нормативам РФ одна бригада должна приходиться на 10 тысяч человек населения, а в Крыму этот показатель - 12,5 тысячи.

    - У нас 151 бригада СМП обслуживает более чем 1,9 миллиона человек. А год назад бригад было и того меньше - 147, - говорит Геннадий Антонюк. - Увеличить их количество нам позволило получение новых автомобилей. Такого джек-пота "Скорая помощь" Крыма не срывала более 20 лет. Если за все время нахождения республики в составе Украины нам выделили всего 50 автомобилей, то за последний год мы получили 160, 60 из которых - реанимобили со специализированным медоборудованием.

    Часть старых авто уже заменили на новые, 110 проходят необходимые регистрационные процедуры. Когда все будет оформлено, в Крыму снова увеличат количество бригад. Кроме того, вдоль трасс откроют дополнительные подразделения, а при необходимости еще и пункты временного базирования.

    Зеркало для поликлиники

    Сказывается на оперативности медиков и непонимание крымчанами разницы между экстренной и неотложной помощью, а также неготовность поликлиник оказывать последнюю.

    - Тех, кому не требуется экстренная помощь, вынуждены обслуживать мы, и это говорит о работе поликлиник, - отмечает Лидия Прохасько. - "Скорая" - как зеркало: если у нас растет число вызовов, значит, поликлиники не дорабатывают.

    В этих медучреждениях должны создать бригады, которые обслуживают вызовы до 22 часов. Но там нет транспорта, свободных врачей, перегружена регистратура. В итоге, "скорая" выезжает на неотложные вызовы, что увеличивает количество опозданий.

    По нормативам машина должна приехать к пациенту в течение 20 минут после вызова. Больше всего опозданий в прошлом году было у ялтинской и симферопольской служб. В столице КФО ситуацию осложняет рост числа автомобилей на дорогах со 100 до 145 тысяч. В результате только в первом квартале 30 процентов вызовов были обслужены с опозданием. В абсолютном большинстве случаев врачи приехали позже к "непрофильным" больным - к которым, по большому счету, вообще выезжать не обязаны.

    Чтобы распределить вызовы по приоритетности, диспетчер задает дополнительные вопросы, но сталкивается с непониманием людей.

    - Не все люди адекватно воспринимают вопросы, - рассказывает старший врач смены Симферопольской станции скорой помощи Татьяна Миронюк. - А задаем мы потому что должны определить срочность вызова. Более того, все диспетчеры имеют медицинское образование и могут проконсультировать, что делать, пока машина в пути.

    На неотложные вызовы выезжает бригада, освободившаяся от срочных.

    - Вызывайте "скорую" только в том случае, если нужна экстренная помощь. Помните, что из-за загруженности "неотложкой" машина может не успеть на профильный вызов, - подчеркивает Татьяна Миронюк. - Не паникуйте, в первую очередь четко называйте свой адрес, фамилию, возраст больного, контактный телефон и причину вызова, а также сообщайте, кем приходитесь больному.

    Не бойтесь давать свой номер мобильного телефона, это позволит в случае необходимости уточнить подъездные пути к дому, отмечают в диспетчерской.

    Последний звонок

    В трагическом случае, который упомянут в начале статьи, телефон записать не успели - звонок оборвался.

    - Если человек умирает в общественном месте - это всегда особый резонанс, - отмечает Лидия Прохасько. - Вызов поступил в 12.26. Нам сообщили, что человеку стало плохо, но без конкретики, без названия магазина. Диспетчер попросил назвать номер звонившего для обратной связи, но разговор прервался.

    Как говорится в карте вызова, бригада прибыла на место в 12.40. Врач описал в документе ситуацию следующим образом: "Со слов продавца, мужчина почувствовал головокружение, присел на стул около 30 минут назад, выпил капли, после чего был уложен на пол. Зять вызвал "скорую помощь". Со слов зятя, иногда покойного беспокоили приступы аритмии". Пенсионеру было 67 лет.

    - Я беседовала с врачом, обслуживающим вызов, кроме того, старший врач смены написал объяснительную, - сообщила Лидия Прохасько. - "Скорая" приехала в рамках отведенного времени, за 14 минут, и могла только констатировать смерть. Не доверять своим работникам у меня нет оснований.

    На заметку

    Экстренная медпомощь по телефону 103 или 030 (с мобильного) оказывается круглосуточно и бесплатно независимо наличия полиса ОМС при состояниях, представляющих угрозу жизни пациента:

    • потеря сознания, судороги, острые нарушения деятельности сердечно-сосудистой и центральной нервной системы, органов дыхания, брюшной полости и других внезапных заболеваниях;

    • несчастные случаи и чрезвычайные ситуации (ДТП, пожары);

    • резкое ухудшение течения уже имеющегося заболевания (гипертонический криз, приступ бронхиальной астмы, обострение психических расстройств);

    • роды и нарушения течения беременности;

    • внезапные кровотечения, болевые синдромы, травмы, угрожающие жизни.

    Такие состояния, как обострение хронических заболеваний, повышение температуры, артериального давления, болевой синдром у онкобольных, алкогольный, наркотический абстинентный синдром и прочие ситуации без явных признаков угрозы жизни, расцениваются как неотложные.

    Поделиться