17.04.2015 01:45
    Поделиться

    Первая в России премьера "Пассажирки" состоится осенью 2016 года

    Легендарная опера Моисея Вайнберга "Пассажирка" наконец появится и на российской сцене. Об этом объявила дирекция Екатеринбургского театра оперы и балета. Ее премьерой откроется сезон 2016-2017 годов.

    Трагична сама история этой оперы. Либреттист Александр Медведев заинтересовался одноименной повестью польской писательницы Зофьи Посмыш еще в 60-е оттепельные годы, когда ее опубликовал журнал "Иностранная литература".  Дал почитать композитору, и тот согласился: да, здесь есть сюжет для оперы! В 1968 году работа была завершена, и Вайнберг сыграл клавир Дмитрию Шостаковичу. "Вы сами не знаете, что написали! - сказал Шостакович, прослушав. - Это шедевр!". На организованное Шостаковичем прослушивание новинки в Союзе композиторов пришли такие люди, как Хачатурян, Свиридов, Щедрин, Эшпай, Шнитке, Губайдуллина, Денисов, Кара-Караев... Оперой заинтересовался Большой театр, заказал партитуру, и ее авторы даже получили аванс.

    Но на этом так блестяще начавшаяся карьера "Пассажирки" оборвалась. То ли сюжет, связанный с концлагерем Освенцим, оказался теперь не ко двору, то ли были другие никому не ведомые причины, но опера впервые прозвучала на публике только сорок лет спустя, когда в 2006 году в зале Московского международного Дома музыки ее концертное исполнение предложил публике московский Театр имени Станиславского и Немировича-Данченко - музыкальным руководителем вечера был Вольф Горелик. Еще через три года, тоже в концертной версии, оперу исполнил Новосибирский театр оперы и балета.

    Настоящая, сцерическая мировая премьера оперы состоялась за рубежом: на музыкальном фестивале в австрийском Брегенце ее открыли миру Английская Национальная опера в копродукции с Большим театром Варшавы и театром "Реал" в Мадриде, дирижировал Теодор Курентзис. В 2013 году "Пассажирку" включил в свой репертуар Баденский театр в Германии, еще через год прошла премьера в Гранд-опере Хьюстона, США, спектакль был показан в Нью-Йорке. Так начался триумфальный путь "Пассажирки" по сценам оперных домов мира: Чикаго, Франкфурт, далее везде... В мире эта опера уже стала вровень с самыми знаменитыми творениями ХХ века, но в России о ней по-прежнему мало кто слышал.

    Сценическая версия "Пассажирки" впервые в России прозвучит в Екатеринбургском академическом театре оперы и балета, который недавно заинтриговал оперный мир первой в стране постановкой "Сатьяграхи" Филипа Гласса и "Графа Ори" Россини, тем самым заложив свою репутацию первопроходца. Действие "Пассажирки" происходит в 60-е годы ХХ века на трансатлантическом лайнере, держащем путь в Бразилию. Туда вместе с мужем - немецким дипломатом - направляется героиня оперы Лиза. На палубе она замечает женщину, похожую на умершую Марту. Встревоженная воспоминаниями, она признается мужу, что была надзирательницей в Освенциме. Далее действие переносится в Освенцим 1944 года, где разворачивается трагическая история любви двух узников - Марты и скрипача Тадеуша.

    Трагически сложилась и судьба самого Моисея Вайнберга, одного из крупнейших композиторов ХХ века, творчество которого почти неизвестно в России: по свидетельству его вдовы Ольги Вайнберг, около 70 процентов его произведений так и не было опубликовано. Уроженец Варшавы, один из талантливейших выпускников фортепианного отделения Варшавской консерватории, Вайнберг, спасаясь от начавшейся Второй мировой войны, переехал в СССР. Все его родственники были депортированы и погибли в концлагере Травники. В Минске он продолжил обучение в консерватории - уже по классу композиции. Там же началась его дружба с Дмитрием Шостаковичем, которая длилась более тридцати лет. Шостаковичу пришлось писать ходатайство о его освобождении, когда в 1953 года Вайнберга арестовали в связи с пресловутым Делом врачей. Но освобожден и реабилитирован он был только после смерти Сталина.

    Моисей Вайнберг написал 26 симфоний, пять инструментальных концертов, семь опер ("Любовь д'Артаньяна", "Идиот", "Портрет", "Магнезия", "Мадонна и солдат", "Поздравляем!", "Пассажирка"), балет "Золотой ключик",  три оперетты, не говоря о многочисленных инструментальных и камерных произведениях. Но широкая публика его музыку знает по кинофильмам "Летят журавли", "Укротительница тигров", "Медовый месяц", "Фокусник", "Последний дюйм", "Тегеран-43", "Афоня", "Гиперболоид инженера Гарина", "Винни-Пух", "Каникулы Бонифация" и других. Таким образом, екатеринбургская премьера станет первым, после огромного перерыва, возвращением творчества замечательного композитора на российскую сцену.

    Над спектаклем будет работать та же творческая группа, которая поставила "Сатьяграху" Гласса. Дирижером-постановщиком приглашен Оливер фон Дохнаньи, стоявший за пультами театров в Братиславе, Праге, Лондоне, Дюссельдорфе, Вене, Осаке, Копенгагене, Осло и других оперных домов Европы. Режиссером и сценографом снова выступит Тадеуш Штрасбергер, ставивший оперные спектакли в Лос-Анджелесе, Вене, Вашингтоне, Бостоне, Филадельфии, Монреале, Инсбруке, Нью-Йорке, лондонском театре "Ковент Гарден"... Эскизы костюмов в новом спектакле разработает его постоянная сотрудница Митти Ульрич (США).

    Эпиграф к опере "Пассажирка", взывающей к памяти человеческой, взят из Поля Элюара: "Если заглохнет эхо голосов - мы погибнем". Премьера состоится 15 сентября 2016 года, на открытии 105-го сезона одного из старейших в России театров.

    Поделиться